Максим Лядов
Британская компания Focusrite выпустила в 2018 году линейку высококачественных USB2.0 звуковых интерфейсов Clarett USB. Новинки предлагают новый USB вариант исполнения для одноимённых Thunderbolt-интерфейсов Clarett 2015 года.
При этом, название продуктов никак не изменилось, что вызывает небольшую путаницу. Поэтому, при поиске интерфейсов Clarett в магазинах и на сайте производителя следите за приставкой USB в названии модели!
Многие пользователи при выходе Thunderbolt семейства Clarett очень сильно обрадовались. Ведь, по их мнению, наконец-то можно избавится от "устаревшей" шины USB2.0 и воспользоваться более прогрессивным Thunderbolt подключением. Хотя более правильная ситуация, когда пользователь сам может выбрать нужный ему разъём подключения. Пока ещё не все ПК оборудованы Thunderbolt-портом, либо этот разъём может оказаться занят устройством, более требовательным к быстродействию. Поэтому USB подключение пока рано списывать со счетов. Особенно если пользователю не требуется большое число каналов – а таких людей, скорее всего, большинство.
В нашем обзоре мы рассмотрим как раз самые массовые и популярные модели: двухканальную Clarett 2Pre USB и четырёхканальную Clarett 4Pre USB. Несмотря на USB2.0 подключение, производитель оборудовал свои продукты новым разъёмом USB Type-C. В сравнении с microUSB, новый разъём USB Type-C имеет много преимуществ – его можно вставлять любой стороной, он более долговечный, поддерживает более высокий ток. Таким образом, Clarett 2Pre USB можно запитать от шины USB, если она выдаст ток 3 А, то есть обеспечит мощность 15 Вт. На подобное способны выходы USB Type-C современных компьютеров.
Но даже если компьютер оснащён стандартным USB 2.0 разъёмом, волноваться не стоит! В комплекте идут сразу 2 USB кабеля для подключения: с USB Type-C на обоих концах и со стандартным USB Type A для подключения к самым обычным компьютерам. При подключении к обычному USB разъёму берётся только сигнал с данными. А питание производится от +12В адаптера сети переменного тока, входящего в комплект с устройством.
Чем отличаются старшая и младшая модели? Только числом каналов. Хотя по спецификациям цифры характеристик могут отличаться в последнем знаке, не стоит придавать этому большого значения. Начинка моделей полностью одинакова. Она базируется на высококачественных конверторах AKM новой 44-й серии с паспортными параметрами 120 дБ сигнал/шум и Кг+шум 0.0003%. Цифровая плата внутри одна и та же, на двух процессорах XMOS.
Важное преимущество интерфейсов Clarett в сравнении с бюджетными Scarlett заключается, конечно, в предусилителях Air, которые воссоздают знаменитые микрофонные предусилители ISA. Режим AIR можно включать и отключать.
Корпус устройства сделан очень добротно – он не имеет ни одного торчащего винта. Цельнотянутый алюминиевый профиль придаёт корпусу необходимую прочность.
На комбо-входах TRS/XLR имеется фирменная индикации перегрузки изменением подсветки ободка с зелёного на красный. Выбор типа сигнала линейный/гитарный, а также +48 дБ питание включается в микшере.
Для регулировки громкости мониторов (выходы 1/2) используется интересный цифровой регулятор с абсолютным положением ручки. То есть громкость регулируется в цифровом виде, но большой ручкой с меткой текущего положения и с упором в крайних положениях. Регулировка осуществляется в пределах 128 дБ с шагом 1 дБ. Ползунок микшера при этом следует за регулятором, и его нельзя сдвинуть мышью. Понятно, что такая ручка даёт возможность быть уверенным в выбранной громкости даже при отключении питания.
На задней панели устройства мы видим балансные разъёмы TRS, стандартный MIDI вход и выход, цифровые разъёмы USB и S/PDIF. Устройство способно работать и без компьютера. USB порт здесь UAC совместимый.
Старшая модель отличается в основном большим числом входов. Предусилителей 4 штуки. При этом гитарные входы только 1 и 2.
Единственное, что теряется по сравнению с Clarett 2Pre – это возможность питания от шины USB Type-C. В старшей модели питание возможно только от разъёма 12В для подключения адаптера сети переменного тока.
Обе модели интерфейсов имеют цифровой вход ADAT, который позволяет расширить число каналов добавлением, например, 8-канального предусилителя или интерфейса оцифровки с ADAT выходом. Эти дополнительные каналы можно не только записать синхронно с основными, но и сделать нужный сабмикс для мониторинга. Обычно, недорогие интерфейсы не имеют никаких опций расширения, а вот Clarett такое сделать позволяет.
Clarett 4Pre USB имеет дополнительные линейные входы 5/6 и 7/8 на разъёмах TRS, а также S/PDIF вход и выход.
Второй выход на наушники в Clarett 4Pre USB реализован на независимом преобразователе ЦАП CS4392, то есть можно подавать отдельные сабмиксы в наушники двум исполнителям.
Начинка очень интересная. Она существенно отличается от бюджетных устройств. Подсистема питания здесь занимает значительную часть печатной платы. Цифровая подсистема вынесена на отдельную большую плату. Разъём USB Type-C усилен специальной конструкцией. Двойной тумблер обесточивает и 12В внешнее питание, и разъём USB.
Очень много внимания уделено экранированию. Весь корпус имеет замкнутый металлический экран со всех сторон.
Два процессора XMOS позволяют разделить задачи. Тот, что поменьше, занимается только обменом с шиной USB. Второй процессор занят записью и воспроизведением звука с аналоговых и цифровых входов-выходов. Такое разделение благотворно отразилось и на измерениях, и на качестве звучания.
Использован двухканальный АЦП AKM AK5388 (ДД 120 дБ, Кг+шум: -110 дБ). Это качественный преобразователь из новой серии 4pro (for professional, для профессионалов).
4-канальный ЦАП AK4413 (ДД 120 дБА, Кг+шум: – 104 дБ). Эти микросхемы АЦП и ЦАП уже хорошо себя зарекомендовали в профессиональной аппаратуре. Мы их видели, например, в RME Babyface Pro.
Микрофонные предусилители основаны на американских чипах THAT 1583, которые были разработаны специально для такого применения. Основной особенностью является очень низкий EIN шум, -129 dBu, и широкие пределы усиления 60 дБ при низких искажениях. Обычно чипы THAT можно встретить в топовых студийных предусилителях.
Единственное, за что можно покритиковать начинку, это за усилители для наушников на NJM4556AL. Это немного простовато для такого высококачественного интерфейса.
Минимальный буфер 16 семплов. Задержка в режиме 44 кГц при буфере 64 семпла составляет 8 мс. Это самое типичное значение для USB2.0 интерфейсов. Работа при 64 семплах на быстром компьютере возможна.
Мы соединили линейный вход с выходом и прогнали стандартные тесты в нашей программе RMAA 6.4.5 PRO.
Подробные результаты RMAA для режима 24 бит 44 кГц.Мы подключили конденсаторный микрофон Neumann для оценки качества записи предусилителей и режима Air. Качество находится на очень высоком уровне. Оно заметно выше, чем у бюджетных интерфейсов. Режим Air добавляет небольшое утепление в сигнал, что может помочь, если у вокалиста тембр голоса недостаточно богатый или если необходимо внести фирменное звучание предусилителей Focusrite ISA при записи живого инструмента. Кому этого мало, в комплекте идут плагины Focusrite Red Plug-in Suite с моделированием эквазайзера Red 2 и компрессора Red 3. Также поставляется набор от Softube и коллекция Focusrite Plug-in Collective.
Отметим, что индикация перегрузки входов сделана грамотно. При наличии малейшего зашкаливания, индикатор на передней панели зажигается на 2 секунды, чтобы можно было легко настроить правильный уровень записи, с запасом по перегрузке. Сами по себе усилители без активации Air являются нейтральными, имеют отличное качество. Запас по усилению 57 дБ будет достаточным в большинстве случаев.
Качество линейного выхода также очень высоко, под стать усилителям. Звучание очень детальное, все партии инструментов хорошо прослушиваются, что важно для работы со звуком. Также немаловажна возможность подмешивания цифровых входов в микс и выбор источника клока. Помимо внутреннего генератора (Internal) можно выбрать синхронное тактование от S/PDIF или ADAT входа.
В результате нашего тестирования, мы пришли к выводам, что интерфейсы Focusrite Clarett 2Pre USB, Clarett 4Pre USB являются высококачественными профессиональными устройствами для студий звукозаписи. Они имеют качественную начинку на уровне самых топовых моделей, отличные показатели по измерениям и на слух, а также большой набор интересных функций.
Цена на новые интерфейсы не дешевая, но вполне конкурентоспособная и интересная для тех, кто серьёзно занимается музыкой. Focusrite Clarett 2Pre USB обойдется в 37 тыс. руб, старшая модель Clarett 4Pre USB стоит 55 тыс. руб.
Интерфейсы Focusrite Clarett 2Pre USB, Clarett 4Pre USB предоставлены на тестирование компанией Музторг
Источник: https://bit.ly/2YKf5tT
Первая часть статьи: