Искусство сведения существует для того, чтобы создать мост между песней и слушателем. Микс является системой доставки, ну или сосудом музыки. Есть несколько ключевых областей, где сведение ведет к увеличению масштабов самой песни, а автоматизация, несомненно, является одной из них.
Автоматизация является очень распространенным явлением в коммерческих миксах топового уровня. Это помогает создать ощущение динамичного движения, даже после того, как все треки были, возможно, очень сильно зажаты. Вы можете автоматизировать всё, начиная от громкости дорожки и заканчивая различными эффектами.
Творческую автоматизацию чможно рассматривать как один из самых приятных аспектов микс-инженерии. Когда микс находится в этой точке, а данный вид автоматизации может быть сделан, это означает, что все балансы уже отстроены, и всё, что осталось сделать - это привнести свой творческий вклад как звукорежиссера.
Примером творческой автоматизации может быть создание дилея и реверберации, а также обрубание «больших» хвостов для линии ведущего вокала. Другим примером может быть ручное выставление уровней барабанов, гитары, баса и вокала между секциями песни, чтобы дать ей большее динамическое воздействие. Ещё один пример - автоматизация эффекта фленжер, а также ширина фильтра, или ширина панорамирования для эффектного прорыва в песне.
Творческая автоматизация включает в себя множество различных элементов сведения.
Когда мы думаем об автоматизации чего-либо, то громкость треков, несомненно, является основным применением данной техники. И это правильно, потому что она одна из самых важных.
Автоматизация громкости помогает треку получить чувство динамики, а также она воссоздает род движения, который может присутствовать, если бы группа играла песню вживую. Количество автоматизации, которую вы собираетесь применять, будет сильно зависеть от конкретной композиции, а также и от вашей личной склонности к ней.
Если это очень припевно - ориентированная песня, то вам предстоит провести огромное количество автоматизации по разделам для того чтобы помочь песне подойти к припеву. Вы можете быть склонны снизить уровни всех инструментов на всех предыдущих разделах, постепенно увеличивая их по мере приближения к самому припеву. Это может занять немного времени, но обязательно нужно делать, потому что они дадут вам возможность уйти от ультра – современного и стерильного ощущения музыки.
Автоматизация по разделам может быть отличным способом формирования песни, но многие люди хотели бы автоматизировать внутри каждого из них. Это зависит от того, насколько выразительна и нюансна песня, а также сколько полезного вы сможете почерпнуть при помощи изменений громкости. Даже в рудиментарных рок - песнях некоторые люди хотели бы автоматизировать вокал вручную. В коммерческих аранжировках вокал - это точка фокусировки, поэтому имеет смысл дать ему королевскую обработку. Если он зажат так, что практически не имеет динамического диапазона - он может показаться очень скучным. Вы можете немного расшевелить его вручную, акцентируя чувство динамики песни.
Если есть короткий участок, на котором вы хотите выделить инструмент или исполнение артиста, не бойтесь сделать его «слишком громко». Это лучший способ привлечь внимание слушателя. Миссия выполнена.
Если вы ничего не предпринимали по автоматизации трека или шины, то можете применить движущийся фейдер на мастер шине. Не бойтесь небольшого скачка громкостей между частями песни. Это может помочь дать песне дополнительное давление и напряжение во время ключевых моментов.
Если вы наложили очень сильную компрессию на вашу мастер шину, то большое количество автоматизации громкости – это абсолютная необходимость. Это нужно для того, чтобы помочь песне звучать последовательней а также избежать того, что тихие секции в конечном итоге зазвучат громче, чем припевы.
Это очень простая техника. Этот приём может быть использован для создания некоторых классных эффектов, но будьте аккуратны, потому что очень легко переусердствовать. Если очень часто происходят переходы из левого канала в правый и наоборот, слушатель начнет строить планы как же вас прикончить.
Автоматизация дилея
Добавление дилея - это отличный классический метод для подчеркивания и расширения важных слов или нот. Хорошей отправной точкой будет установка дилея на двойные ноты. Будь это удерживаемая нота вокала или длинная нота соло гитары, пробуйте этот прием и слушайте, как он склеивается с миксом. Данный приём не всегда будет работать, но когда это произойдет, композиция сильно преобразится.
Другой вариант заключается в автоматизации уровня вашего основного дилея. Это может помочь подчеркнуть глубину и «сюрреализм» вокала на тех участках, где большие двойные ноты будут перебором.
Экспериментируйте с пинг-понг дилеями, стерео дилеями, телефонными, тусклыми, трубообразными, или, проще говоря, «странно» звучащими дилеями для дополнительного удовольствия. Все это может помочь объединить песню и добавить жизни некоторым вещам.
Автоматизация реверберации
Здесь работают те же самые принципы, что и в автоматизации дилея. Дополнительным бонусом является то, что это может быть сделано во время оживленных пассажей и они не будут пересекаться со следующей партией. Просто настройте большой хол или большую плейт реверберацию, чтобы выделить ноту.
Это может помочь увеличить восприятие «громкости» ноты (особенно на вокале, когда соотношение чистого сигнала и ревера изменится и слово сразу будет выделено из остальной части микса).
Другое хорошее использование автоматизации ревера - это «увеличение» барабанов или рабочего, особенно во время припева. Это можно применить для того, чтобы иметь близкие, интимные звуки барабанов на чистых куплетах, а также раскрыть их в больших оживленных моментах, чтобы увеличить сустейн и воздух на установке. Будьте креативны, используйте это везде, где уместно, и где это помогает добавить настроение песне.
Автоматизация эффектов
Есть абсолютная тонна элементов для автоматизации в миксе. Вы можете автоматизировать телефонный эффект на определенные инструменты, а также изменять добротность фильтров, или вообще всего, чего только захотите.
Все это может быть использовано для создания «конфеты для уха» и избавить песню от однообразности.
Автоматизируйте все, пока не найдете свой звук и стиль.
Помните, чем больше автоматизации, тем живее и динамичнее ваш микс!
Источник: “The Systematic mixing guide” Ermin Hamidovic
Первая часть статьи: