Исправляем частые проблемы в миксе при помощи eq (часть 1)

Исправляем частые проблемы в миксе при помощи eq (часть 1)

В нескончаемом поиске идеального микса эквалайзер - один из старейших инструментов, которые у нас есть, и он по-прежнему один из самых могущественных. Эквалайзер, используемый в умеренных количествах, может добавить ясности и четких деталей в нагромождённый звуковой ландшафт. При хирургическом использовании он поможет удалить ненужные звуки, которые мы вообще не хотели писать изначально. В качестве стратегического инструмента небольшой эквалайзер может иметь решающее значение, чтобы отделить сдваивающиеся гитары (это не про дабл трек), убрать грязь с ваших барабанов или придать вокалу немного блеска.


Понимание частотного диапазона различных источников звука является основой для правильной настройки эквалайзера в миксе.

Но эквалайзер часто неправильно используют и неправильно понимают, обычно он воспринимается как попытки исправить плохую запись. Самый важный принцип записи всегда будет в основе: мусор на входе равен мусору на выходе. Небольшой эквалайзер улучшат классный трек, но никакие эквалайзеры не улучшат плохой. Лучший микс начинается с лучшей записи, поэтому постарайтесь записать наилучший звук, с которым можно начать работать.

Когда дело касается эквалайзера, главное - ваши уши. Можно говорить о нескольких общих принципах, но у любого инструмента будут свои уникальные характеристики и тембр и его реакция на усиление или понижение определенных частот не всегда предсказуема. Так что отнеситесь к этим и всем предложениям с каплей недоверия; используйте их как отправную точку, но принимайте решения, основываясь на том, что звучит хорошо.


Многополосные эквалайзеры, такие как UAD Cambridge EQ, предлагают хирургически точное формирование тона и удобные графики для детальной настройки.

Доктор, режьте

Эквалайзеры бывают всех форм и размеров, но обычно они управляют тремя параметрами: выбором частоты, усилением или срезом и полосой пропускания или добротностью (Q). Для микширования многополосный параметрический эквалайзер, такой как Precision EQ или Cambridge EQ, может отлично подойти для фокусировки на определенных частотах, позволяя воссоздать звучание инструмента по-настоящему.

Когда дело касается до эквализации, меньше действительно значит больше, и лучше убирать, чем добавлять. Большинство людей склонны выделять инструмент за счет повышения частот, но совокупные результаты могут быть опасными. Добавление всего 2 дБ гейна к двум инструментам «разгонит» одни и те же частоты (а они будут), вы получите 4 дБ усиления в итоге. Слишком много эквалайзера, и ваш микс легко превратится в грязь. Лучше ослабить те же частоты на других инструментах, освободив место под тот инструмент, который хочется выделить.

Еще одна веская причина свести к минимуму использование аддитивного эквалайзера (аддитивный – тот, который добавляет): да, срезание частот - это пассивный процесс, зато добавление гейна делает эквалайзер предусилителем в потоке сигнала. Добавьте предусиление – добавится шум и искажения, а предусилители в большинстве схем эквалайзера не оптимальны.

Если отбросить все эти аргументы, иногда просто более эффективно усилить один элемент микса, чем отказываться от десятков других. Еще раз, ключевое слово здесь - умеренность. Небольшое усиление на 1 или 2 дБ имеет большое значение.

Эквализация ударных

Если в вашем миксе есть ударные, можно поспорить, что вы потратите больше всего времени именно на их эквализацию, чем на что-либо еще. Поскольку барабаны охватывают довольно широкий тональный диапазон, в миксе есть множество других вещей, конкурирующих за эти частоты. В частности, бочка и малый барабан. Это важные элементы, и большинство звукорежиссеров часто возвращаются к ним снова и снова во время сведения.


Ударные не только являются ритмической основой песни, но и охватывают широкий частотный диапазон, в итоге – они всегда будут главным кандидатом на постоянное внимание эквалайзера.

Эквалайзер может быть хорошим решением для неоптимальных треков ударных, но это далеко не панацея. Поскольку каждая дорожка ударных также содержит протечки из других микрофонов, поднятие частоты на одной дорожке также может поднять «внеосевые» звуки соседних микрофонов, потенциально создавая больше проблем, чем решая.


Для бочки с тусклым звуком добавление небольшого усиления в районе 80–120 Гц приведет к более громкому и более округлому звуку. Добавление крошечной доли 500 Гц может «вытащить» щелчок колотушки, бьющей по пластине барабана, и обычно помогает предотвратить исчезновение бочки, когда трек рендерится в неизбежную низкокачественную версию
MP3.

Малые барабаны бывают такого широкого диапазона размеров и материалов, что довольно сложно делать общие выводы по частотам. Но звук дребезга пружин находится в диапазоне от 5 до 10 кГц, и небольшое усиление там отлично подходит для того, чтобы «поднять яркость» тусклого малого барабана. Если у Вас все время получается «квадратный» звук, попробуйте немного срезать в диапазоне с 300 до 800 Гц.

Распространенная ошибка на томах – поднять низы, чтобы они выделялись. Конечно, добавление пары дБ при 100 Гц придаст им мощности, но за счет замутнения микса. Лучшая стратегия для оживления сбивок на томах - оставить низы в покое и добавить чуточку 5 кГц, чтобы усилить атаку. Как и в случае с малым барабаном, поиграйте с тем же диапазоном от 300 до 900 Гц, чтобы устранить «коробочность».

Почти у каждого тома есть резонирующее кольцо, и с некоторыми могут возникнуть проблемы. Не спешите тянуться к нойз гейту, небольшая коррекция может помочь. Используя многополосный эквалайзер (какой-нибудь вроде
Cambridge), выберите узкую Q и увеличивайте гейн по мере изменения полосы средних частот. Когда обнаружится ненужная частота, ослабьте её на несколько дБ, и она исчезнет.

Оверхэды могут оказаться благословением. Их расположение и соответствующее расстояние от установки делают их незаменимыми при добавлении воздуха и эмбиенса, но громкие тарелки могут «перекричать» микс. Попробуйте добавить немного 10 кГц, чтобы сделать трек ярче, а затем уменьшите общий уровень, чтобы получить воздух без излишка железа.

Дэниел Келлер

(Продолжение во второй части завтра)

Перевод и локализация: Studio Day

К списку новостей Следующая новость