А вы точно «выжали» все лучшее при работе с микрофоном?
При записи вокалиста, многие звукорежиссеры забывают о такой важной составляющей как физиологические особенности. Что имеется ввиду? Например, то, что каждый человек говорит и поет немного в сторону от оси рта. Особенно ярко это проявляется с возрастом. Понаблюдайте. Так почему бы нам не использовать эту особенность при записи. Вот что об этом говорит Michael Paul Stavrou в своей книге «Сведение разумом».
«Кусок воздуха»
Приступаем к самому интересному – располагаем микрофон в правильном куске воздуха. Тут нам нужно определиться с тремя вещами:
Сторона
Высота
Расстояние
Свойства человеческого лица, отвечающие за акустическое распространение голоса, заставляют нас сперва определиться, со стороной, потом с высотой, а потом уже с расстоянием от вокалиста.
Т.е. сначала двигаем микрофон влево-вправо, потом вверх-вниз, и потом – вперед-назад, в таком порядке. Если это делать иначе, мы получим менее точный результат.
Замечание по поводу выбора Стороны: есть некоторые очевидные преимущества
расположения микрофона вне оси, например, во избежание «п» и «с». Но помимо этого, с возрастом лица у людей меняются ассиметрично. Из-за этого все поют немного в сторону от оси рта. Никогда не ставьте микрофон, пока не определите, в какую сторону поёт человек.
Я обнаружил это когда записывал один характерный голос. Всё было хорошо, но когда исполнитель входил в роль, он корчил рожу как пират, и звуки, которые он выдавал, неслись в сторону от микрофона. И голос терял весь презенс и тонул в треке. Дальше - больше. Я просил каждого вокалиста стоять ровно, сделать рот круглым и петь одну ноту на их выбор в течение 20 секунд. Пока они пели своё длинное «Аааа!» я ходил из стороны в сторону вслушиваясь в голос. Опускание головы помогает увидеть и услышать распределение высоких со стороны нёба. Каждая сторона всегда индивидуальна. Одна, к примеру, ярче. Если внутренний голос тусклый, то вам, возможно понадобится, эта сторона. Если голос сам по себе тонок, то, возможно, вы выберите более «мясистую» сторону. Превратить левую сторону в правую эквализацией не получится изза изначально разного состава гармоник.
Найдя правильную сторону вокалиста, нужно найти правильную Высоту для микрофона. Опуская микрофон вниз относительно рта, вы делаете голос более ярким. При подъёме микрофона звук становится более мутным (рис. 3). Вы можете услышать это своими ушами или с помощью микрофона и наушников. Вовсе не обязательно петь песню для вас, чтобы вы всё это исследовали.
Произнесение звуков обычной текстуры напротив вашего лица само раскроет эти акустические нюансы. Движение микрофона вверх и вниз подобно частотному контролю: вверх – это низкие, вниз – это высокие частоты.
Я думал, что движение микрофона вниз должно давать больше низа, т.к. микрофон находится ближе к груди исполнителя, но эксперименты показали обратное. Звуковой баланс вверху рта содержит высшие частоты. Обычно этот эффект исчезает выше губ, ближе к груди – больше высоких, и микрофон их ловит. Звук, выходящий из носа есть нечто направленное, также завершающее весь этот «юг». В общем, если вокалист выдает слишком много ярких гармоник или гнусавит, двигайте микрофон на «север», для более полного, ровного звука. Если же звук голоса тусклый, двигайте микрофон ниже зубов.
Расстояние. Обычно, чем громче вокалист поёт, тем дальше микрофон. Ловить пламя голоса может быть непросто. Умелое использование микрофона – штука нечастая и приходит с опытом. Вовсе не обязательно держать за правило перестановку микрофона вами. Иногда я стоял в студии вместе с певцом и довольно в широких пределах менял расстояние от микрофона, чтобы компенсировать динамику певца. Эффект был очень мощный и требовал большого доверия со стороны певца (веры в то, что я не выбью ему зубы).
Соблюдайте это простые рекомендации и с опытом вы станете звучать только лучше!
Прекрасных миксов!
Ваш Studio Day.