Во-первых, я думаю, что было бы полезно вкратце объяснить что такое музыкальная аранжировка, поскольку я знаю по крайней мере два связанных, но разных определения этого термина. Существует более старая идея, что аранжировка — это переработка существующей музыкальной композиции, которая обычно была написана кем-то другим — например, кавер-версия. Однако многие композиторы делали новые аранжировки своих собственных композиций, и поэтому со временем определение музыкальной аранжировки стало шире. Так вот как раз эта новая идея аранжировки - все творческие выборы, которые делаются в процессе сочинения, от концепции музыкальной идеи до финальной композиции.
В этой статье я перечислю 15 конкретных методов создания аранжировки трека. Любому такому списку суждено быть неполным из-за бесконечно творческой природы создания музыки, но я надеюсь, что этот список поможет вам приступить к изучению ремесла аранжировки.
Когда дело касается концепции формы аранжировки, всегда находится пища для размышлений, поэтому я думаю, что она заслуживает отдельного раздела в этой статье. Форма или общая структура (оба термина более или менее взаимозаменяемы) музыкальной композиции имеют отношение к тому, как её структурные единицы соединяются вместе и как они упорядочены на протяжении всей композиции. Существует множество стандартизированных форм, каждая из которых обычно ассоциируется с определенным стилем и периодом музыкальной истории, хотя некоторые формы выходят за эти границы.
Так что же определяет музыкальную структурную единицу? Можно думать о ней как о законченной музыкальной «вещи», которая имеет свои уникальные характеристики. Как мы узнаем, что перешли от одной части формы композиции к другой? По сути, это происходит, когда в музыке происходят какие-то серьезные изменения; изменение музыкального характера настолько сильное (в зависимости от контекста), что можно сказать, что была создана новая музыкальная структурная единица. Конечно, есть много способов сделать эти типы структурных изменений. Это могут быть изменения в последовательности аккордов, мелодии, ритме, динамике, тембре и/или инструментовке, плотности музыкальной информации, тональности, тактовом размере или это могут быть комбинации любых из этих вещей.
Когда мы адаптируем уже имеющуюся композицию, создавая новую аранжировку, вполне нормально менять её формальную структуру. Можно использовать существующую формальную структуру или придумать новую. Эксперименты со структурами во время аранжировки только приветствуются.
В самых популярных сегодня жанрах часто будут встречаться определенные формальные структуры. К общим структурным единицам относятся:
Вступление (интро): В этом разделе начинается композиция. Вступительные части могут быть короткими, как один такт (или меньше), или могут длиться несколько минут и более. Это зависит от жанра и целей аранжировщика. Многие вступления состоят из одного, двух, четырех или восьми тактов — хороший пример начала песни.
Куплет: этот раздел обычно следует за вступлением в качестве первого основного раздела песни, хотя и не всегда. Обычно именно здесь устанавливается звуковая идентичность песни и выражается законченная лирическая идея. Часто в песне более одного куплета. Количество и качество вариаций между этими повторениями куплета могут сильно различаться, но иногда у авторов можно услышать куплеты, которые были просто скопированы и вставлены в другое место в DAW, причем вокал - единственный измененный элемент.
Припев: часто рассматриваемый как кульминационная или «популярная» часть песни, припевы (которые также имеют тенденцию повторяться) часто звучат объемно и энергично, в зависимости от стиля. Вокал в стиле гимна часто можно услышать в припевах. Остальная часть песни настраивает на припев, а припев старается донести кульминационный музыкальный момент. Над припевами часто трудятся в DAW, возможно, больше, чем над другими секциями песни. Такие вещи, как вокальные гармонии, вокально-инструментальное наслоение и еще куча других инструментов, часто встречаются в припевах. Иногда в аранжировке можно найти «pre-chorus», который служит для того, чтобы правильно подводить слушателя к припеву.
Бридж: обычно не повторяется, бридж — это музыкальная структура, которая связывает предыдущую часть трека с припевом, но бридж может соединять вместе любые две формальные структуры. Бридж часто служит предшественником финального и самого объемного припева в песне. Бриджи обычно имеют звуковой характер, который контрастирует как с куплетами, так и с припевами. В бриджах порой встречаются более длинные соло.
Концовка (Outro): Концовка завершает песню. Она может быть простой, как затухание финального припева, или это может быть целая последовательность уникальных музыкальных партий. Я думаю, что большинство аутро заканчиваются одним из двух способов — выйти на взрыв, перейдя к какой-то громкой, энергичной концовке, или наоборот. Музыка может просто исчезнуть или потерять импульс и тихо закончиться.
Давайте посмотрим на пример этих структур песни. Нас ждет анализ «Creep» Radiohead.
https://youtu.be/fAuT8_dboWo?si=82tJWGz3KCBlmKpq
Вступление: 0:00 – 0:20. Восемь тактов в размере 4/4. Инструменты устанавливают последовательность аккордов, тактовый размер и темп.
Куплет 1: 0:20 – 1:02. Шестнадцать тактов. Вокалист вступает и поет первый куплет.
Припев 1: 1:02 – 1:23. Восемь тактов. Энергия нарастает, гитары переключаются на дисторшн, барабаны переключаются с хай-хэта на райд-тарелку, а вокалист поет в более высоком регистре.
Куплет 2: 1:23 — 2:04. Шестнадцать тактов. Очень похоже на куплет 1, но вводится новый текст.
Припев 2: 2:05 – 2:25. Восемь тактов. Еще один припев.
Бридж: 2:25 – 3:06. Шестнадцать тактов. Припев 2 замечательно перетекает в этот бридж. Это отличный пример формального момента, который хорошо сочетается с другими музыкальными элементами, такими как динамика и тембр. Этот бридж несколько необычен — именно здесь достигается кульминация песни. Я бы сказал, что чаще всего это происходит в припеве. Но в конечном итоге эта часть служит для соединения финального припева с финальной частью песни (концовкой, см. ниже), и вокальная линия отличается.
Концовка (Outro): 3:06 до конца. Шестнадцать тактов, плюс еще один для финального аккорда. Происходит моментальный спад энергии — партии выпадают, а динамика и тембральная энергия сразу восстанавливаются. Это классический формальный прием, когда нужно затушить энергию. Иногда люди называют концовку последним припевом, поскольку он имеет много общего с другими припевами. Однако, у него есть дополнительный явный спад энергии, ведущий к концу песни — обычная черта концовок песен, которые заканчиваются тихо.
Есть много других связанных с формой музыкальных терминов кроме тех, что вы встретите в этой статье. Например, существует много важных исторических форм, таких как соната, рондо, тема и вариации. Эти формы заложили основу того, что мы используем сегодня. В течение 20-го века были разработаны важные формы, включая форму арки, форму процесса и случайную форму Джона Кейджа, среди прочих. Время от времени вы будете видеть, как эти формы или элементы этих форм используются в более авантюрных жанрах популярной музыки.
В популярных жанрах музыки каждая из этих структурных единиц часто бывает кратной четырем тактам по длине — четыре такта представляют собой наиболее распространенную длину одной фразы. Например, куплет может состоять из 16 тактов (четырех разных четырехтактовых фраз), а припев может состоять из восьми или двенадцати тактов. Вступление и концовка могут состоять из четырех или восьми тактов, но могут быть намного короче или длиннее, в зависимости от композиции.
Все эти приемы могут послужить средством выражения в аранжировке. Экспериментирование с этими методами может дать отличные результаты, если они применяются последовательно. Как и все остальное в музыке, хорошая аранжировка требует времени и практики. Продуманная аранжировка — один из ключевых компонентов интересной кавер-версии, и навыки, которые вы приобретете как аранжировщик, также напрямую влияют на успех ваших собственных композиций. Так что приступайте к следующей аранжировке.
Об авторе
Мэтт Старлинг — звукоинженер, композитор, лидер группы и музыкальный педагог из Солт-Лейк-Сити. Его работа была связана с несколькими издателями и звукозаписывающими лейблами, включая Orange Mountain Music, принадлежащую Филипу Глассу. Вы можете связаться с ним на его сайте: mattstarling.com
Перевод и локализация: Studio Day
Первая часть статьи: