Введение в лупинг (+ плагины, DAW & многое другое) (Часть 1)

Введение в лупинг (+ плагины, DAW & многое другое) (Часть 1)

Что в статье

Сейчас создается много потрясающей музыки, в которой лупы в той или иной форме используются в качестве исходного материала. Этот тип техники продакшна находился в разработке с тех пор, как запись на ленту стала обычным явлением, и предприимчивые музыканты прошлых лет начали аранжировать эти ленты в петли (лупы). В этой статье основное внимание будет уделено программным инструментам, которые можно использовать с устройствами Mac, Windows или iOS, чтобы превратить их в мощную среду продакшна на основе лупов, и которую можно точно настроить для использования на живых выступлениях. Эти инструменты живого лупинга допускают множество вариантов исполнения музыки; один популярный стиль, который был придуман в последние 20 лет, представляет собой «оркестр из одного человека» (one man band), когда один исполнитель (или небольшая группа) может создавать живую музыку на лету, где каждый исполнитель играет на нескольких инструментах. Мне кажется, существует большое и растущее сообщество людей, работающих над этим особым подходом к композиции и живому исполнению.

Возможность записи и воспроизведения лупа «на лету» — это возможность, которую предоставляет каждый из инструментов в нашей статье. Некоторые инструменты для живого лупинга также обеспечивают послойную запись звука на звук и/или несколько дорожек для записи нескольких лупов. Большинство устройств также обеспечивают некоторую форму синхронизации с точки зрения длины лупа и квантования начала/остановки записи и воспроизведения.

Я просто обожаю работать с лупами — вот несколько примеров музыки на основе лупов, над которыми я работал лично. Надеюсь, это даст вам некоторое представление о возможностях работы с циклами. В этом первом примере я был одним из участников ансамбля из восьми музыкантов, выступавших вживую с использованием встроенных в Ableton Live возможностей воспроизведения лупов в Session View. Каждый исполнитель свободно запускал воспроизведение и останавливал воспроизведение большой серии предварительно подготовленных (в основном коротких) MIDI- и аудиолупов, нарезанных по различной длине. Лупы были расположены в заранее запланированной последовательности, но время и тембр каждой петли были импровизированы. Каждая точка начала/конца лупа была квантована до ⅛ ноты при BPM 85. Там также было добавлено некоторое дополнительное живое микширование, формирование тембра и некоторые акустические инструменты. Все это было сделано в соответствии с инструкциями, содержащимися в конкретной партитуре: ставшей уже классической композиции 1964 года, написанной американским композитором Терри Райли под названием In C, и результатом этого проекта стала эта запись 2010 года: Ссылка

Я также сделал запись, в которой заметно использовался один из плагинов луперов, перечисленных ниже: «Looper» от Ableton. Здесь я снова использую заранее подготовленные клипы — но на этот раз они были расположены вдоль временной шкалы DAW, а затем загружены в Looper. В данном случае материал был взят из записей флюгельгорна, которые я сделал в соответствии с инструкциями, содержащимися в партитуре Терри Райли 1964-1965 годов «Дориан Рид». Эта запись является примером того, как может звучать лупинг с наложением звука на звук. Петля длиной в пять долей является основой. Живой сигнал записывает Looper, а через пять долей он воспроизводится вместе с живым звуком. Живой звук все еще записывается, но теперь эта запись встраивается в существующую запись цикла. Этот процесс продолжается в несколько генераций, в результате чего многие слои звучат одновременно. В этой записи более старые записи лупов постепенно затухают, насколько это возможно благодаря параметру feedback (см.: Alternate Link)

Наложение звука на звук (overdubbing) было первой формой записи, которая позволяла музыкантам работать непосредственно с ранее записанным звуком, одновременно записывая новый материал прямо на лету. До этой разработки проводились различные эксперименты с лентой, но именно эта техника записи на ленту была особенно революционной. Если вы не знакомы с историей этого важного изобретения, я рекомендую потратить некоторое время на изучение вклада Les Paul в это замечательное изобретение. Наложение звука на звук (которое по самой своей природе ставит перед практиком довольно серьезные проблемы, поскольку раньше не было возможности исправить ошибку после записи) вскоре превратилось в технологию многодорожечной записи, которую мы используем сегодня. Но попутно Пол использовал свое изобретение, чтобы наделать ряд массовых хитов в 1950-х годах — его способность записывать наложения в то время была большим преимуществом, никто другой так не умел.

Основные сценарии лупинга

Вот несколько дополнительных идей по настройке лупера, которые могут оказаться полезными в вашей конкретной ситуации:

• Сольный исполнитель может настроить один MIDI-контроллер, управляющий виртуальным инструментом, одним микрофоном или одним электронным инструментом с прямым вводом, который питает один плагин лупера, находящегося в режиме наложения звука на звук (overdub mode). В этом случае одной кнопкой можно управлять записью, наложением и воспроизведением; это может быть кнопка на MIDI-контроллере или это может быть определенная кнопка на клавиатуре вашего компьютера, которая была запатчена с транспортной кнопкой лупера. Вживую так работать очень удобно. Живое исполнение будет слышно вместе с ранее записанными лупами. В качестве альтернативы исполнитель может подавать в лупер заранее подготовленный материал или это может быть гибрид живого звука и подготовленного материала.

• Вышеприведенная идея может быть расширена до ансамблевого сценария. В этой ситуации группа может отказаться от наложений из-за дополнительных источников звука.

• В DAW, поддерживающей live looping, или с плагином многодорожечного лупера (см. ниже) соло-исполнитель или ансамбль могут настроить несколько дорожек, причем каждая дорожка будет посвящена отдельному инструменту (физическому или виртуальному) или источнику звука. Вот как происходит типичное выступление лупера «один человек-оркестр». Это немного сложнее, чем использование плагина с одним лупером, потому что для каждой дорожки потребуется отдельная кнопка для управления записью, наложением и воспроизведением. Кроме того, аудиоинтерфейс должен иметь достаточное количество входов для каждого источника звука.

• DAW с возможностью зацикливания, такие как Ableton Live, обычно не поддерживают наложение звука на звук непосредственно в самом слоте клипа, но аналогичный эффект может быть достигнут путем распределения одного входного сигнала по нескольким дорожкам. Это дает музыканту больший контроль над отдельными наложениями за счет гораздо более сложной настройки — для каждой дорожки потребуется отдельная кнопка записи/воспроизведения, назначенная ей. В этой ситуации постепенное затухание старых лупов не будет происходить автоматически, как это происходит при использовании регулятора feedback, установленного на значение менее 100%.

• В качестве альтернативы, каждая дорожка DAW может содержать экземпляр плагина лупера, способного выполнять наложение звука на звук. В этом сценарии каждый инструмент (физический или виртуальный) или источник звука можно бесконечно перезаписывать (с контролем обратной связи, если это необходимо), и в любой момент исполнитель может переключить инструменты и начать цикл с наложениями на новую дорожку, в то время как старый материал продолжит звучать (при желании).

• При использовании виртуального инструмента для зацикливания важно отметить, что плагины лупера, упомянутые ниже, сделаны под аудиовходы, поэтому эти плагины должны располагаться после инструмента в цепочке сигналов. При использовании DAW или устройств iOS MIDI можно записывать и зацикливать непосредственно в слот клипа дорожки. Затем этот записанный MIDI-файл можно напрямую передать на виртуальный инструмент по вашему выбору.

• Зацикливание вживую может быть полностью спланировано заранее, или оно может быть более импровизационным, или оно может включать в себя элементы обоих подходов. Живые звуки или записанные клипы также не обязательно всегда должны направляться на устройство циклической записи/воспроизведения; может быть гибридный подход.

Необходимые параметры

Транспорт

Стремясь сделать элементы управления лупами как можно более простыми и удобными для воспроизведения, большинство луперов (аппаратных или программных) будут иметь единственную кнопку, которая будет обеспечивать управление командами записи, воспроизведения, наложения и остановки. Изучение того, как именно это реализовано на вашем устройстве, станет первым и, возможно, самым важным шагом в вашем путешествии по лупингу. Например, в плагине Ableton Looper основные элементы управления транспортом расположены на одной кнопке, которой можно управлять с помощью мыши или MIDI-контроллера. Он входит в режим записи при первом нажатии. Если щелкнуть еще раз во время записи, Looper либо начнет воспроизведение, либо начнет наложение звука на звук, в зависимости от ваших настроек. Двойной щелчок остановит все воспроизведение. К счастью, Looper даже предлагает возможность отменить последнюю запись — для этого нужно удерживать кнопку транспорта нажатой в течение двух секунд. Не каждый лупер будет вести себя таким образом, но велика вероятность, что вы захотите иметь доступ ко всем этим функциям, поэтому я советую вам уделить время изучению всех деталей управления транспортом вашего собственного лупера.

Feedback

Если вы решите работать с наложением звука на звук при работе с устройством лупера, контроль обратной связи чрезвычайно важен. Он управляет уровнем, на котором записанный луп возвращается на вход лупера. Как и в случае со стандартным эффектом задержки, обратная связь в конечном итоге будет контролировать, сколько раз одна запись будет повторяться во время воспроизведения. На уровнях менее 100% старые лупы будут постепенно исчезать. Эта техника обратной связи была важным компонентом некоторых из самых психоделически звучащих классических произведений 60-х и 70-х годов, включая произведения новаторского американского композитора Терри Райли и влиятельного британского дуэта Роберта Фриппа и Брайана Ино.

Контроллер синхронизации DAW

Одним из основных преимуществ, которые компьютер предлагает музыкантам, работающим с лупами, является то, что эта практика может быть интегрирована в вашу DAW, и большинство программ для луперов могут использовать элементы управления транспортом вашей DAW и данные темпа для записи лупов, которые обрезаются до точной длины с точки зрения музыкальности (бары и биты). Большинство лупер-устройств могут начинать запись и воспроизведение синхронно с транспортом DAW, что позволяет исполнителям вживую контролировать метроном DAW для определения темпа. Этот тип синхронизации обычно можно отключить, если вы хотите поэкспериментировать с зацикливанием так, как его испытывали музыканты прошлых поколений — имитируя ситуацию, когда ленточный луп была растянута на два отдельных магнитофона, один из которых настроен для записи живого сигнала, а другой на расстоянии, чтобы воспроизвести его. Но имейте в виду: в этой ситуации невероятно сложно поддерживать какой-либо плотно интегрированный ритмический материал из-за неточной природы длины лупа, поэтому этот старомодный режим может лучше подходить для жанров без битов, таких как эмбиент или дрон.

Многодорожечный лупинг

Многие настройки лупов, особенно в компьютерной среде, поддерживают запись нескольких независимых лупов, включая аудио и MIDI. То, как это реализовано, сильно различается от инструмента к инструменту. В некоторых случаях плагин лупера может предлагать несколько входов, каждый из которых подает сигнал в отдельный луп-рекордер. Это круто, потому что все, что нужно для выступления, обычно содержится в одном окне. В других ситуациях вы можете использовать DAW или приложение, подобное DAW, которое просто предлагает элементы управления для спонтанной циклической записи и воспроизведения на каждой дорожке. Для правильной настройки реальных многодорожечных луперов потребуется немного больше времени, поскольку различные физические входы должны быть правильно направлены на программные входы, чтобы система работала правильно.

Каким бы ни был сценарий, многодорожечный лупинг — отличный инструмент для сольных музыкантов или небольших ансамблей, его можно использовать при создании аранжировки, которая потенциально может состоять из множества разных инструментов. На этих инструментах не нужно играть одновременно вживую, чтобы публика услышала их на концерте, потому что записанные петли могут воспроизводиться бесконечно.

Кое-что ещё

Некоторые луперы предлагают отличные дополнения. Например, вы можете изменить скорость воспроизведения петли на лету, или некоторые луперы позволят вам обрабатывать звук петли независимо от живого сигнала и наоборот. При сравнении различных инструментов зацикливания, представленных на рынке, важно учитывать, какие функции вам нужны сейчас, а также то, что вам, вероятно, понадобится в будущем.

Немного о задержке

Ясно, что компьютерный лупер предлагает много потенциальных преимуществ, которых не может дать обычная гитарная педаль лупера. При этом есть один потенциально разрушительный недостаток: задержка. Задержка, присущая всем компьютерным аудиосистемам, представляет собой временную задержку между моментом, когда вы записываете звук или отправляете MIDI-команду, и моментом, когда конечный звук слышен. Если в ситуации живого выступления слишком большая задержка, она может разрушить вайб ритмичности. Хорошей новостью является то, что почти любой современный компьютер, оснащенный приличным аудиоинтерфейсом, должен иметь возможность настройки практически незаметной задержки.

Таким образом, задержкой должен управлять живой исполнитель с компьютером. Это означает, что важно использовать аудиоинтерфейс, способный стабильно работать при более низких задержках. Существуют реальные различия между различными интерфейсами, доступными на рынке в этой области, поэтому сделайте домашнее задание, прежде чем совершить эту чрезвычайно важную покупку – изучите рынок. Затем, как только ваш интерфейс с низкой задержкой будет интегрирован в ваш сетап, убедитесь, что используете драйверы ASIO на компьютере с Windows. Компьютеры Mac предлагают стандартные драйверы Core Audio, которые по своей природе довольно хороши в плане задержки. Затем рекомендую загрузить свой живой сет полностью, включая все плагины, предварительно подготовленные клипы и луперы, ожидающие записи и поэкспериментировать с разными размерами буфера. В определенной степени размер буфера будет определять вашу задержку — буферы большего размера приводят к большей задержке, а буферы меньшего размера — к меньшей. Если ваш буфер установлен ниже, чем может выдержать ваш компьютер, вы начнете слышать цифровой «мусор» в звуковом сигнале, такой как щелчки и хлопки. Выясните, насколько низко вам можно спуститься до появления артефактов, а затем постепенно увеличивайте буфер, чтобы обеспечить хороший баланс между стабильностью и низкой задержкой. Если ваше оборудование и аудио драйверы работают правильно, вы сможете найти настройку, при которой задержка (более или менее) незаметна, и вы получите чистый звук.

Компьютерный софт для лупинга

Программного обеспечения, предназначенное для лупинга, в последнее время стало очень много, охватывая различные платформы и форматы. В приведенном ниже списке я предложу рекомендации для программных инструментов, которые работают как плагины внутри DAW, как полноценные приложения, которые сами являются DAW, и приложения, которые работают на устройствах iOS.

Плагины

Запуск лупера в качестве плагина в DAW — это подход с некоторыми серьезными преимуществами. В дополнение к обычным методам зацикливания в реальном времени, которые мы обсуждали до сих пор, среда DAW может содержать все виды предварительно подготовленного материала, который можно использовать в дополнение (или в качестве альтернативы) живому сигналу аудио. Этот материал в DAW может быть направлен на плагин лупера или нет, в зависимости от ваших потребностей.

Ableton Looper

Это классическое лупинг-устройство — одно из множества выдающихся плагинов, включенных в Ableton Live. Отличный вариант для новчика в компьютерном лупинге. Он включен в каждую платную версию Ableton Live, включая относительно недорогую версию «Intro». Сам Ableton предлагает дополнительные мощные функции лупинга, встроенные в Session View (см. ниже). В Looper нет ничего яркого, но он охватывает все основы. Он предлагает синхронизацию в DAW, наложение звука на звук, управление обратной связью и режим без синхронизации. Есть даже несколько отличных дополнений, таких как управление высотой тона для петли, кнопка, которая воспроизводит петлю в обратном направлении, и предлагает возможность экспортировать петлю в виде нового аудиофайла, который можно сразу интегрировать в DAW. Обратите внимание, что в качестве стандартного устройства Ableton Live этот плагин будет работать только в Ableton Live DAW.

Введение в лупинг (+ плагины, DAW & многое другое) (Часть 1), изображение №2

Остальной софт во второй части статьи.

Ждите вторую часть статьи суть позже.

Перевод и локализация: Studio Day

К списку новостей