Когда дисторшн хорошо

Когда дисторшн хорошо Брэд Пэк
Крутой дисторшн, изображение №1

Дисторшн – непостоянный товарищ. В тех случаях, когда вы оставляете раскачанный на всю предусилитель и записываете идеальный вокальный дубль (случайно), дисторшн просто козел (отпущения?). В случаях, когда воет гитарное соло - дисторшн верный друг. Как же так?

В этой статье мы распишем все, что вам необходимо знать о дисторшне, включая различные его типы, разницу между гармониками второго и третьего порядка и как использовать дисторшн, чтобы обогатить ваши миксы.

Хороший дисторшн

Когда дисторшн хорош? Короткий ответ – когда его применяют намеренно. Но у меня ощущение, что вы здесь не за такими абстрактными репликами.

Есть много типов дисторшна, и ни один из них по своему существу не плох и не хорош, некоторые звучат более приятно, чем другие, только и всего. Давайте сперва определим, что же означает само слово дисторшн (англ. Distortion - искажение).

Говоря об аудио, дисторшн описывает любые изменения в аудио сигнале. Это означает все, от усиления, до эквализации с компрессией, все это технически считается дисторшном. Для наших целей, возьмем термин дисторшн в смысле «гармонические искажения», которые являются результатом клипинга, сатурации или перегрузки цепи.

Клипинг

Клипинг происходит, когда амплитуда звукового сигнала так сильно разогнана, что электрическая схема не может дальше воспроизводить ее. Пики звуковой волны отсекаются, и волна становится толстой и квадратной формы. Такой клипинг добавляет высокочастотные обертоны сигналу, это может добавить звуку немного жужжания или сделать его богаче, плотнее.

Не все схемы клипуют одинаково. Ламповые схемы электрических цепей и аналоговая пленка дают «мягкий» клипинг при легкой перегрузке, что создает теплый тон и мягкую компрессию из-за того, что пики сигнала выпрямляются постепенно, а не резко. Мягкий клипинг часто называют сатурацией. С другой стороны, схемы на транзисторах обычно дают «жесткий» клипинг, он выпрямляет пики резко, дает агрессивный звук. Некоторые транзисторные схемы могут эмулировать мягкий клипинг лампы.

Ключевым различием между жестким и мягким клипингом является тип гармонических искажений, или обертонов, которые дают эти искажения. Мягкий клипинг обладает в основном четными гармониками, в то время как жесткий стремится производить нечетные гармонические обертона.

Также, стоит отметить, что клипинг в цифровой среде создает абсолютно другой и в основном нежелательный звук. В отличие от аналоговых систем, цифровые не позволят превысить порог. Вместо этого, сигнал поверх порога просто убирается цифрой из волны, что обычно выражается в жестко-звучащих, предельно громких гармонических артефактах.Крутой дисторшн, изображение №2Дисторшн, который клипует. Голубой цвет – синус-волна, чистый тон. Зеленый – мягко клипующая версия этого же сигнала, где скругленная форма волны слегка выпрямлена, или обрезана (clipped). Это может произойти из-за перегрузки аналоговой или цифровой обработкой звука или из-за применения лимитера или компрессора.

Объяснение гармонических искажений

Аналоговые электрические аудио-схемы могут добавлять обертоны или гармоники к оригинальному сигналу, формируя гармонические искажения. Гармоники могут быть созданы за счет перегрузки цепи или как побочный эффект аналоговой пленки, также ламповой, транзисторной схемы или схемы на основе трансформаторов. Обертон - это аудио сигнал, созданный гармоническими множителями основной частоты сигнала.

Гармонические искажения меняют звук не так как эквалайзеры. В то время как эквалайзеры могут усиливать амплитуду частоты, которая есть в звуке, гармонические искажения добавляют частот, которых изначально не было в этом звуке. Правильное число этих новых частот может сделать звук чище или выдавить его вперед в плотном миксе.

Гармоники второго порядка, или «четные» гармоники – это четные кратные основных частот, они создают богатый, приятный звук. Гармоники третьего порядка, или «нечетные» гармоники – это нечетные кратные основных частот, которые дают сигналу более острый, агрессивный звук.

В общем и целом, лампы создают более высокие уровни гармоник четного порядка, в то время как пленка и транзисторы создают более высокие уровни нечетных гармоник. Тем не менее, каждая схема создает разные смеси как четных, так и нечетных гармоник и дает уникальный саунд.

Коэффициент гармонических искажений (КГИ) – это мера, которая определяет, насколько много гармонических искажений определенная электрическая схема может сгенерировать. КГИ вычисляет общее количество четных и нечетных гармоник в сигнале и обычно выражается в процентах.Крутой дисторшн, изображение №3Гармонические искажения. Снова, голубым цветом отмечена чистая синусоида. В этот раз, на зеленом фоне мы видим ту же самую волну, но с добавленными гармоническими искажениями. Новые, более высокие частоты добавились к исходному сигналу и проявляются как более частые изменения в форме волны. Данный дисторшн был создан плагином гитарного усилителя.

Как использовать дисторшн при сведении

При сведении дисторшн является одним из самых мощных инструментов в вашем распоряжении. Он может сделать звук толще, добавить сустейна и поможет инструменту пробиться сквозь очень заполненный микс.

Дисторшн может исходить из любого элемента в схеме сигнала. Часто, это не какое-то единичное использование дисторшна, которое наполняет трек звуком, а слияние нескольких слоев сложно уловимых и уникально-звучащих искажений.

Микрофоны

Громкие звуки могут слегка раскрашивать ламповый сигнал или, например, быть причиной клипинга лампового микрофона, добавляя дисторшн в самом начале схемы сигнала. Винтажные ламповые микрофоны вроде Neumann U67 и Telefunken 251 известны своим толстым, богатым тоном - это как раз те самые уникальные окрашивающие свойства, которые придают дополнительное измерение вокалам и акустическим инструментам.

Очень важно быть осторожным в момент, когда записываете что-то с дисторшном, так как убрать его позже уже не выйдет. Многие инженеры полагаются на моделирующие микрофоны хитрости, вроде Slate VMS или Townsend Labs Sphere L22, они симулируют звук и ощущения лампового микрофонного искажения на стадии сведения.Крутой дисторшн, изображение №4Ламповая сатурация. Это изображение показывает основную частоту в 1кГц и компоненты гармонических искажений на высоких частотах. Окрашенный лампой 1-килогерцовый тон может производить гармонические обертона на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, и 10кГц.

Предусилители

Микрофонный предусилитель является следующей стадией в цепи, которая может производить дисторшн. Дисторшн предусилителя может быть результатом ламповой или транзисторной сатурации, или, как в случае с предусилителями Neve, сатурации от трансформаторов, которая создает в основном низкочастотные гармонические искажения. Некоторые предусилители, такие как SSL VHD имеют функцию встроенного контроллера дисторшном, где можно добавлять четные и нечетные обертона без клипинга сигнала.

Те из вас, кто знает о добавлении дисторшна во время трекинга, могут использовать плагины эмуляции предусилителей, вроде тех, которые делают UAD, Slate Digital и Waves, чтобы симулировать окрашенный сигнал любимых ламповых или транзисторных предусилителей.Транзисторная сатурация. Слева видно основную частоту и части нечетных гармонических искажений, вызванных транзисторной сатурацией. Сигнал в 1кГц производит нечетные гармонические обертоны на 3, 5, 7, и 9кГц.

Компрессоры

Другой красочный слой гармонических искажений обычно добавляют при использовании компрессоров, как на отдельных дорожках, так и на группе каналов. Компрессоры сами по себе меняют форму волны, давая искажение. Вдобавок, компрессоры основаны на контурах, которые могут содержать лампы, транзисторы и трансформаторы. Каждый из них добавляет свой гармонический окрас.

Такие компрессоры, как Fairchild 670 и Teletronix LA-2A хороши для того, чтобы добавить мягкого клипинга и искажений трансофрматорной сатурации, это позволит нарастить нижнюю середину во всем миксе.

Если вы ищете более агрессивный звук, попробуйте такой FET компрессор, как UA 1176, или даже красочный VCA компрессор вроде штатного компрессора SSL в консоли. Эти быстрые компрессоры добавят ярких гармоник и энергии вашему миксу.

Некоторые компрессоры, такие как Empirical Labs Distressor и Fatso также идут со встроенными функциями дисторшна и сатурации, они смягчат звук и добавят немного зернистости.

Аналоговые консоли и микшерные пульты

После того, как микс наконец готов, можно добавить немного сатурации, пустив основные дорожки через аналоговую консоль. Каждая консоль предлагает вам варианты разного тона — Neve обычно звучат тепло и плотно, API консоли звучат ярко и воздушно, а SSL где-то между, с более панчевой серединой.

Если вы работаете в маленькой студии, у вас может не быть пространства или бюджета для аналоговой консоли, в таком случае можно приобрести так называемый суммирующий микшер. Суммирующие микшеры используются, чтобы вдохнуть жизнь в стерильно-звучащие цифровые миксы, пропустив несколько аудио дорожек или основные части микса через аналоговую схему, суммировать их в стерео аналоговом выходе и пустить обратно в вашу DAW.

Для тех, кто работает только внутри одной DAW, Slate Digital, Waves, Brainworx и Universal Audio создают эмулирующие консоли плагины, они симулируют уникальные особенности суммирующих аналоговых устройств различных консолей. Некоторые плагины даже генерируют различные алгоритмы для каждого канала, чтобы можно было имитировать опыт работы на реальной аналоговой консоли, где каждый канал имеет свой уникальный звук.

Пленочные устройства

Еще один хороший способ добавить гармонических искажений вашему миксу – это пленочные устройства. Аналоговая пленка предлагает уникальный звук, не похожий ни на одну схему. Эффект мягкого клипинга, смешанный с гармониками нечетного порядка создает приятный компрессионный эффект, который делает толстым low-end и сглаживает острые высокие частоты. Многие пленочные машины также используют схемы на трансформаторах, это придает немного гармонического окраса и на низких частотах.

Слава богу, вам не нужно бежать и покупать винтажный агрегат на пленке, чтобы получить все эти эффекты в вашем миксе. Несколько производителей плагинов создали эмуляции самых популярных аналоговых пленочных машин, включая Studer A800, J37 и Ampex ATR-102.

Плагины эмуляции пленки могут работать как на отдельных дорожках, так и на шинах. Добавляя эффект на отдельные дорожки, попробуйте двухдюймовую пленку, чтобы симулировать звук звукозаписывающей пленки. Затем, повесьте пленочные эффекты на мастер шину, используя полдюймовый пресет, чтобы после мастеринга дать эффект двудорожечной кассеты. Не бойтесь применять оба способа, если пытаетесь добиться классического звука!

Железки

Есть еще один способ добавить дисторшна. Некоторые инженеры любят использовать гитарные педали, чтобы записать несколько типов дисторшна, такие как overdrive и fuzz. Некоторые инженеры даже реампят сигналы через реальные гитарные усилители, чтобы получить нужный тон.Крутой дисторшн, изображение №6

Крутой дисторшн, изображение №7

Педали и рэковые железки от SansAmp – это уже студийный стандарт, если вдруг нужно добавить дисторшна в микс.

Есть даже несколько приборов аналогового дисторшна, специально разработанных для сведения. Такие аппараты как Thermionic Culture Vulture и Vertigo Sound VSM-2имеют универсальный контроль, чтобы «подлить» смесь идеальной грязи к миксу. Иногда, просто пропустив ваш цифровой трек через аналоговый предцусилитель или эквалайзер, ведь такой прибор как AMS/Neve 1073SPX может добавить определенный уровень качества вашему миксу.

Плагин дисторшна

Есть бессчетное количество качественных плагинов дисторшна, все они для того, чтобы помочь дорожке прорезаться сквозь микс. Одна из самых популярных опций - SoundToys Decapitator, он эмулирует характер дисторшна пленочных проигрывателей, предусилителей и даже других дисторшн-приборов. Эмулирует звук ламп, пленки, трансформаторов и транзисторов, и может разгонять 4 разных диапазона частот отдельно.

Большинство DAW имеют встроенный плагин сатурации или даже парочку (бесплатно).

Avid’овский собственный Lo-Fi - просто фантастика! Он может добавить немножко аналоговой рассыпчатости ударным и басовым звукам, а в Logic X есть куча разных полезных плагинов дисторшна. Kazrog выпустили True Iron, плагин, который эмулирует характер сатурации, смоделированной по образу и подобию таких легендарных девайсов, как Neve 1073 и Teletronix LA-2A (список неполный). У Kazrog также есть SynthWarmer, который моделирует аналоговую сатурацию 1970х годов. Эти и другие плагины воссоздают звук аналоговой сатурации и искажений, добавляют дополнительное измерение и интенсивность вашим цифровым трекам.Крутой дисторшн, изображение №8Izotope’s Ozone 9 Exciter позволяет выбрать между семью типами дисторшна, включая пленку, лампы, транзисторы и трансформаторы. Можно применить любой тип отдельно, в различных комбинациях к разным полосам частотам.Крутой дисторшн, изображение №9KClip 3 от Kazrog поможет добавить теплоты, сатурации и искажений, придаст жира и общей громкости вашим трекам при помощи 9 режимов сатурации. Вместе с многополосной обработкой KClip сатурирует средние частоты.

Надеемся, что теперь у вас лучшее понимание разных типов дисторшна и как использовать их в своем миксе. Просто помните, нужно делать это аккуратно, потому что даже самая малость дисторшна дает большой эффект! Как и всегда, удостоверьтесь, что контрольные мониторы честны с вами, и им можно доверять.

Переведено и адаптировано Studio Day.

К списку новостей Следующая новость