6 типичных ошибок при использовании реверберации

6 типичных ошибок при использовании реверберации Реверберация – это самая простая вещь, с которой что-то может пойти не так в процессе музыкального производства. Расползание микса со слишком большим количеством реверберации — это почти «обряд инициации» для начинающих продюсеров, и есть вероятность, что, если вы читаете это, у вас уже был такой опыт. Вы начинаете добавлять реверберацию, потому что «кажется, что все звучит хорошо», и к тому времени, когда вы отправляете трек на рендер, вы получаете мутную, нечеткую кашу. Что же случилось? Может быть, все звучало слишком хорошо?

Реверберация может вызывать сильные реакции у некоторых людей. Есть артисты и продюсеры, которые ненавидят слышать какую-либо заметную реверберацию в треке, и есть много других, которые не могут жить без нее. Везде, где вы только пересекаетесь с этой темой, обновление ваших «отношений» с реверберацией является хорошим способом повысить эффективность вашей работы.

В этой статье я расскажу о нескольких наиболее распространенных способах неправильного использования реверберации и предложу несколько способов как сделать это правильно.

1. Использование Инсерта вместо Посыла (и наоборот)

То, как вы используете реверберацию, почти так же важно для получения правильного звука, как и тип используемой вами реверберации. Использование реверберации в посыле, а не в инсерте, и наоборот, может оказать огромное влияние на звучание, которое вы получите.

Для тех, кто не понимает, что я имею в виду под «инсертами и посылами», я говорю о разнице между размещением плагина реверберации непосредственно на дорожке (Insert) и использованием вспомогательного aux-канала для реверберации, на которую отправляются другие дорожки (Send). Реверберация в посыле, как правило, лучше подходит для «естественных» видов реверберации, которые дают тонкое ощущение пространства или «склеивают» микс. Использование реверберации в инсерте имеет тенденцию работать хорошо для более экстремальных эффектов реверберации и звукового дизайна.

Я видел сессии, где та же самая тонкая реверберация копируется как инсерт на половину дорожек в песне. Это не только неэффективный способ формирования тона реверберации, но и неэффективное использование мощности процессора компьютера. Если вы хотите использовать один и тот же ревербератор для нескольких разных звуков в миксе, поместите его (ревербератор) на aux и отправьте туда эти треки. Вы можете варьировать количество посылов для каждого трека, чтобы некоторые из них казались ближе (меньше реверберации), а другие - дальше (больше).

С другой стороны, если вы хотите, чтобы один трек выделялся интенсивным эффектом реверберации (или полностью был поглощен им), размещение реверберации в инсерте – это верный путь.

2. Затухание слишком долгое

В основном все ревербераторы и плагины будут иметь некоторый контроль времени затухания, то есть длину хвоста реверберации. Реверберация работает лучше всего, когда время затухания согласуется с темпом песни. Я часто нахожу полезным искать миллисекундные длины для разных значений нот (восьмая, четверть, половина, целая доля и т.д.) в темпе песни, чтобы определить время затухания. Но если вы не любитель чисел, то достаточно легко и быстро длину хвоста можно подобрать интуитивно.

Для реверберации на вокале или мелодическом инструменте затухание должно ощущаться так, как будто оно заканчивается до начала следующей фразы. Если в этой части есть естественная пауза, должно создаваться впечатление, как будто она затухает в этом интервале. Для более длинной реверберации в более ритмичных частях, например, для малого барабана, применяется тот же основной принцип. Реверберация как будто «умирает» до следующего удара малого барабана, она должна «дышать» вместе с пульсом песни.

Вы можете услышать классический пример такого рода реверберации малого барабана во вступлении песни Ronnie Spector - «Be My Baby». Послушайте, как реверберация малого барабана затухает во время следующего удара: https://www.youtube.com/watch?v=jSPpbOGnFgk

Если очень важно, чтобы у реверберации ощущался очень длинный хвост, попробуйте использовать компрессию, сатурацию или все вместе после ревербератора. Вы можете сформировать такой хвост реверберации, который бы не закрывал следующую фразу, но все еще имел ощущение затухания и оставался заметным все время.

3. Неиспользование фильтров или эквализации

Быстрое погружение в элементы управления большинства плагинов реверберации поможет найти некоторые полезные опции фильтрации или эквализации входного сигнала. Реверберация ниже определенной частоты (обычно в низком среднем диапазоне до 500 или 600 Гц) может быть трудно различима в плотном миксе, но вредит его общей четкости.

Точно так же частоты выше 10 кГц несколько противоположны природе реверберации (более «темные» звуки кажутся дальше) и также могут быть безопасно срезаны. Если у ревербератора нет элементов управления фильтрами, то использование отдельного эквалайзера будет очень кстати в том случае, если реверберация находится на aux-шине и не используется в инсерте. Этот вид фильтрации иногда называют «трюк с реверберацией в духе Abbey Road».

Фильтры будут давать разные результаты в зависимости от того, используются ли они до или после реверберации. Фильтрация входного сигнала может предотвратить появление «мутных» частот. Тем не менее, некоторые ревербераторы создают свои собственные субгармоники и резонансы (особенно, если реверберация сочетается с сатурацией), которые, возможно, также потребуют использования эквалайзера после ревера.

4. Использование неправильного типа реверберации

Хотя все ревербераторы широко используются по одной и той же причине, разные типы реверберации могут добавить различные краски в трек. Мэтью Вайс из TPAF написал отличную статью, в которой описываются различия между шестью распространенными типами реверберации: комната (room), зал (hall), камера (chamber), пластина (plate), окружение (ambience) и нелинейная (nonlinear). Я бы также добавил в этот список пружинную реверберацию (spring) - это особый тип ревера, с которым вы, возможно, сталкивались, если не в качестве отдельного эффекта, то по крайней мере, в гитарном усилителе.

Выбор типа реверберации, которую вы будете использовать, во многом зависит от эффекта, которого вы хотите добиться. Если ваша цель состоит в том, чтобы создать уютное пространство для «склеивания» инструментов, скорее всего, насыщенная пластинная реверберация (plate) не будет звучать так же естественно, как хорошо продуманная реверберация комнаты (room). Точно так же тщательно продуманная реверберация комнаты, вероятно, не заменит шелковистый тон пластины или реверберации зала для ведущего вокала.

Многие стоковые плагины реверберации, включенные в DAW, имеют несколько опций для разных ее стилей. Существуют отличные сторонние эмуляции всевозможных ревербераций: от цифрового оборудования до реалистичных и нереалистичных пространств, массивных пружинных ревербераторов и не только.

Если у вас ограниченный бюджет и вам нужен всего один плагин для всей работы с реверберацией, трудно «переплюнуть» Vintage Verb от Valhalla. Он имеет опции практически для любого типа реверберации, а также удобные элементы управления фильтрами и режимами. За 50 долларов это просто лучший вариант.

5. Недостаточность разнообразия

Если существует такое количество типов реверберации, зачем же ограничиваться только одним?

Рассмотрим ситуацию. В миксе есть ударные и ритм-гитара, собранные вместе с помощью реверберации комнаты, но бас звучит «сухо». Вокал имеет классный камерный ревербератор, и бэк-вокалы сочетаются с ним просто магически. У лид-гитары драматичный пружинный ревер, а струнная секция подслащена длинной реверберацией зала. Звучит безумно? А вот и нет! Скорее всего, вы уже слышали что-то вроде того, о чем я только что написал раньше и много- много раз.

Вы можете услышать великолепную многослойную реверберацию в музыке Эннио Морриконе к фильму «Once Upon a Time in the West». Тема «Man With a Harmonica» является ярким тому примером: https://www.youtube.com/watch?v=2s0-wbXC3pQ

Гармоника вступает одна, пропитанная тем, что на мой слух звучит как пластинчатая реверберация с очень длинным хвостом. Помните пункт «Инсерт против посыла»? Используйте реверберацию в инсерте для такого экстремального типа эффекта. Когда начинает «подкрадываться» оркестр, он смягчается тонким, но пышным звуком зала. Цимбалы и банджо постепенно исчезают и звучат так, как будто они не получают никакой дополнительной реверберации, кроме звука комнаты, в которой они были записаны. На отметке 1:05 электрогитара начинает прокладывать свой путь с фуззовым тоном и пружинной реверберацией, что типично для этого вида спагетти-вестернов. Тот факт, что весь микс звучит неестественно, не умаляет его эффектности - Морриконе выбросил «натуральность» в окно в тот момент, когда он решил, что аудитория должна услышать единственную губную гармошку перед оркестром, вздымающимся позади.

Саундтрек создает свой собственный мир, а используемые ревербераторы помогают слушателю в этот мир погрузиться.

6. Использование ревербератора вместо дилэя

У меня были клиенты, описывавшие реверберацию, которая им нравится на референсном треке. И когда я проверил ее, реверберация оказалась вовсе не реверберацией, а дилэем. Для таких задач, как смягчение лид-вокала или добавление ощущения пространства инструменту, иногда дилэй фактически является лучшим инструментом для работы. Время затухания, как правило, гораздо легче регулировать с дилэем, и он редко добавляет сложный гармонический беспорядок, который иногда создает реверберация. Если вам нужно пространство или сглаживание, которые по-прежнему чувствуются жесткими и контролируемыми, дилэй может быть тем, что вам нужно.

Послушайте вокал в треке «Red Eyes» коллектива The War on Drugs. Разумеется, реверберация является частью вокального звучания, но, на мой взгляд, элемент, который действительно его формирует- это приятная, богатая задержка, идеально синхронизированная с промежутками между фразами: https://www.youtube.com/watch?v=1LmX5c7HoUw

Примеры, которые я привел в этой статье, взяты из моего раннего опыта как продюсера и инженера.

Правильно настроить реверберацию, может быть, сложно, но я надеюсь, что вы почувствуете в себе новые силы после этой статьи.

Общий принцип довольно прост: спросите себя, что вы надеетесь получить от добавления реверберации, и используйте ответ, чтобы подобрать нужные инструменты для решения вашей задачи.

Оригинальный текст: Дэнни Эчеваррия

Перевод и локализация: Марк Витковски

К списку новостей Следующая новость