12 советов для сведения метала (Часть 1)

12 советов для сведения метала (Часть 1)

Что в статье

Поскольку общими конечными целями в аудио, как правило, являются такие вещи, как ширина, глубина, четкость и воздействие на слушателя, большинство традиционных концепций микширования, таких как «уменьшение количества грязи» и «склеивание элементов», как правило, применимы повсеместно, независимо от того, работаете ли вы с роком, рэпом, соул или даже с оркестровым контекстом.

При том, когда мы говорим о таком экстремальном и сложном музыкальном стиле, как хэви-метал, иногда «традиционный» подход просто не работает. Возможно, при сведении метала придется выбрать более творческий путь к решению проблем.

На этой ноте, пожалуй и начнем! Сегодня мы рассмотрим 12 довольно специфичных советов для сведения тяжелой музыки, и как их можно использовать в решении некоторых уникальных проблем.

Итак, что же сложного в сведении метала?

Плотность верхней середины

Особенно сейчас, когда популярные поп- и рэп-инструментальные композиции состоят в основном из низкочастотных басовых синтезаторов, упрощенных запрограммированных ударных и разреженных, минималистичных синтезаторов с лоу-файным звучанием, в миксах не так много абразивного содержания в верхней середине, с которым вокалистам пришлось бы бороться. С другой стороны, в хард-роке и хэви-метале у вас есть агрессивные дабл- (или квад!-) трековые хай-гейновые гитары, «наказывающие» уши (и щелкающие) двойные бочки из 16/32 нот, ревущие и сильно искаженные басы и чаще всего , тонна дополнительных элементов продакшна, таких как синтезаторы, лупы или даже целые оркестры, которые вокалисту каким-то образом приходится прорезать и вылазить поверх них в миксе. (Ужас!)

Инструментал в фокусе

В любых радиоформатных композициях певец – «звезда шоу», чаще всего, он звучит громче всех элементов в миксе. В метале, хотя вокал, безусловно, важен, вы обязательно должны убедиться, что вся группа звучит как единое целое, и что каждый элемент микса сияет. Прибавив тот факт, что вы не можете просто сделать вокал громче, к факту, что вы, как правило, имеете дело с плотной аранжировкой с загруженной верхней серединой, сразу приходит понимание, что придется работать гораздо усерднее, ведь певца должно быть слышно всем.

Вот прекрасный пример того, насколько плотными и «чрезмерными» могут быть метал-треки: https://www.youtube.com/watch?v=9TXPzW5m-4c

Дело в исходниках

В то время как большая часть мейнстримовой музыки состоит в основном из довольно «готовых к миксу» сэмплов, лупов и синтезаторных звуков, большинство треков, которые вы получите для типичного метал-микса, будут звучать довольно сыро, в состоянии «только что сняты микрофоном» (если не в полностью необработанном состоянии DI). Учитывая тот факт, что набор и захват необработанных барабанных, гитарных и басовых тонов, которые звучат совершенно потрясающе сразу же, — это навык, на развитие которого могут уйти годы, велики шансы, что люди будут присылать вам некачественный звук. В результате придется попотеть, чтобы всё зазвучало более-менее прилично.

Сведение метала высасывает силы так же, как и его исполнение!

Другая огромная разница между сведением какой-нибудь мягкой поп-баллады и взрывного дэт-метал трэка заключается в том, что в случае с последним вы не сможете работать на больших громкостях дольше 5-10 минут, потому как уши попросту устанут и потребуется большой перерыв. Стояли когда-нибудь рядом с работающим отбойным молотком? Эффект – потом весь мир звучит будто под водой какое-то время. Так вот, громкие бласт-биты как раз дают такой же эффект. Сделайте себе одолжение – мониторьте метал на низких громкостях!

В любом случае, теперь, когда мы лучше понимаем потенциальные трудности, давайте углубимся в реальные советы по сведению метала!

Сводим метал - инструмент за инструментом

Бас

  1. Техника “Split Bass”

В контексте метала у баса обязательно должен быть хоть какой-нибудь дисторшн, иначе как его услышать за стеной мощных гитар? Проблема в том, что чем больше вы валите дисторшна на бас, тем меньше панча, разборчивости в лоу-энд диапазоне вы слышите.

Самое распространенное и рабочее решение этой проблемы – «засплитить» (разделить) бас на два частотных диапазона, это поможет вам отдельно контролировать верха и низ одного и того же инструмента.

Начните с дублирования вашего басового DI сигнала. По сути, вам надо создать чистый канал «только для низких частот» и второй искаженный канал «только для средних и высоких частот», которые вы будете балансировать и объединять вместе, для полнодиапазонного басового звука. Для вашего низкочастотного канала нужно обрезать низкие частоты (high cut) где-то между 150-250 Гц, в зависимости от того, что будет лучше звучать, и насколько грязный DI у вас имеется. Затем можно лимитировать, или компрессировать этот сигнал для получения плотных, чистых низких частот. Для «верхнего» канала басов можно использовать практически любую форму сатурации или дисторшна, включая эмуляторы усилителя, педалей фузза/овердрайва/дисторшна, эмуляции консоли или плёнки — для этой цели подойдет почти всё, что угодно, лишь бы оно звучало круто. После того, как мы выбрали чем исказить басовый звук, просто фильтруем низкие/низ середины, используя high-pass. Можно позволить себе довольно высокую точку среза, где-то между 300-500 Гц, в зависимости от того, что звучит лучше. Просто убедитесь, что там не слишком много той грязи, о которой мы говорили ранее. Теперь, когда у вас есть два канала, все, что осталось сделать, это сбалансировать их относительно друг друга, немного настроить точки среза фильтра так, чтобы они лучше всего дополняли друг друга, а затем объединить их вместе под одним «родительским» каналом, где при необходимости можно применить дальнейшую обработку к итоговому звуку баса.

  Посмотрите следующее видео, в котором продюсер Periphery (и предыдущий басист) Адам «Нолли» Гетгуд демонстрирует, как он использует именно сплит-технику разделения баса внутри одного многополосного плагина сатуриации/дисторшна Saturn от FabFilter: https://youtu.be/Oq62X1hQoFY

2. Все про бас и… середину!
Учитывая такую плотность метал аранжировок, неплохо было бы позаботиться о верхней середине, если вы, конечно, не хотите, чтобы ваш бас просто неразборчиво бубнил и грохотал где-то в диапазоне low-end. Распространенный термин, который вы услышите для описания такого рода тяжелого басового тона c эффектом презенса, прорезающего микс, как горячий нож масло, — «хриплый», и хриплый бал часто имеет обилие энергии в диапазоне 800–1250 Гц. Вообще, если вы проверите эту область в контексте полного микса с широким усилением в виде колокола, вероятно, найдете место, где бас внезапно оживает. Как правило, вам может сойти с рук буст гораздо большей части этой области, чем вы думаете, так что не надо слушать в соло. Слушайте в контексте и просто поднимите его на тот уровень, где бас держит конкуренцию!

3. Жонглируем бочкой/басом в лоу-энд диапазоне

Вы, вероятно, знакомы с классической техникой «ducking», которая обычно используется в EDM и поп-музыке в качестве музыкального эффекта пульсации. Что ж, хотите верьте, хотите нет, но мы можем применить точно такую же концепцию к року или металлу, хотя и в гораздо менее явной степени. В то время как в вышеупомянутых жанрах вы обычно прижимаете весь бас для очевидной «накачки» динамики, когда речь идет о настоящей бас-гитаре, нам нужно чтобы бочка щелкала каждый раз, когда она есть в партии, особенно если бочки МНОГО (как часто бывает в современном метале).

Простое решение этой проблемы, которое позволяет радикально улучшить совместимость низких частот между двумя инструментами без полного ущерба для баса, состоит в том, чтобы приглушить только низкие частоты баса с помощью многополосного компрессора, засайдчейненного к треку бочки. Кроссовер полосы компрессии должен быть настроен так, чтобы он охватывала 20-100 Гц (в зависимости от ваших конкретных звуков бочки и баса), и настройка порога так, чтобы вы получали снижение усиления на 5-10 дБ при быстрой атаке и среднем релизе (чтобы релиз примерно совпадал с BPM трека). От этого будет зависеть, насколько плотный и пробивной звук будет у бочки, при этом слушатель даже не заметит, что бас пригибается эффектом «ducking» (при условии, что вы настроили все правильно).

Перегруженные гитары

4. Контроль динамичного low-mid (трюк C4)

Проблема, с которой вы, вероятно, столкнетесь при микшировании тяжелых гитар, заключается в том, что всякий раз, когда есть палм-мьют (palm mute), низкие средние частоты будут иметь тенденцию «расцветать» или выделяться непропорционально остальной части исполнения. Конечно, вы можете попытаться прибрать эту область с помощью эквалайзера, но тогда вы, скорее всего, просто останетесь с тонким звучанием остальной части партий.

Более интуитивно понятное решение этой проблемы — просто применить многополосный компрессор, такой как FabFilter Pro-MB или Waves C4 (от которого этот метод первоначально получил свое название), с полосой компрессии, сфокусированной вокруг области 150–250 Гц. По сути, нам просто нужно отрегулировать порог и соотношение таким образом, чтобы оно давало только мягкое снижение усиления на палм-мьютах (около 1-3 дБ) и не запускалось остальной частью сигнала. В результате получается более плотный и стабильный тон от начала до конца, и вам не нужно тратить целую вечность на ручную автоматизацию низких и средних вырезов эквалайзера.

Посмотрите следующее видео от профессионального метал-миксера Джордана Валериоте, в котором он прекрасно демонстрирует трюк с C4: https://youtu.be/QN8cYb1j4rY

5. Усиливаем транзиенты в «закирпиченном» гитарном сигнале?!?

Из-за особенностей того, как работает дисторшн, к тому времени, когда вы посылаете гитарный DI через педаль овердрайва в 100-ваттную голову усилителя, есть большая вероятность, что конечная форма волны будет выглядеть как сплошной кирпич звука, с отсутствием какой-либо динамики в принципе. Итак, раз уж экспандеры и транзиент-дизайнеры полагаются исключительно на динамические колебания в своей работе, как вы собираетесь использовать эти инструменты для улучшения атаки на «плоских» гитарах? Простой ответ: никак. Но пока не отказывайтесь от этой идеи, так как есть менее известный способ достижения нашей цели, хотя и с помощью кое-какой запрещенной «темной аудио магии».

Хотя мы, возможно, не сможем запустить экспансию перегруженного сигнала напрямую (поскольку у него просто нет динамической информации, на которую реагировал бы плагин), у нас все еще есть исходный необработанный DI, поэтому можно использовать его как своего рода «прокси», направляя экспандер относительно того, когда он должен реагировать на искаженный сигнал через сайдчейн. По сути, просто выровняйте DI и соответствующую «раскочегаренную» дорожку, вставьте выбранный вами экспандер в искаженный канал, выберите вход сайдчейна для группы в качестве канала DI, а затем отрегулируйте настройки порога, атаки, восстановления и соотношения в соответствии с вашими предпочтениями. Можно поэкспериментировать с использованием указанного экспандера в широкополосной или многополосной конфигурации, чтобы усилить полный сигнал или сосредоточиться только на атаке высоких частот примерно от 3-5 кГц и выше. В любом случае, результатом является контроль динамики тарнзиентов в такой степени, которая иначе просто невозможна, если речь идет об искаженных гитарах.

6. Шипение в верхах

Вообще, фильтры high-pass гораздо более распространены в сведении, чем low-pass. Черт возьми, в типичном чистом поп-миксе или рэп-миксе вы можете вообще не использовать никаких высоких вырезов! Дело в том, что ультравысокие частоты выше 10-12 кГц действительно становятся проблемой только тогда, когда вы имеете дело с сильно насыщенными или искаженными сигналами (а-ля хэви-метал). Гитары, бас, вокал и даже барабаны часто разогревают до такой степени, что они становятся корявыми и абразивными, и могут потребовать некоторого «приручения» высоких частот, чтобы их можно было слушать на более высоких уровнях громкости. Например, для ритм-гитар с дисторшном вставка довольно крутого (18–24 дБ/октава) low-pass на частоте 8–12 кГц является стандартной практикой, чтобы убрать «немузыкальное шипение». Для тяжелого баса вы даже можете позволить себе отфильтровать все вплоть до 5-6 кГц, так как высокие средние частоты — это то, где он есть в любом случае, а все, что выше этого, на самом деле просто вносит ненужный шум в микс.

Про сведение гитар поищите статьи и видео Джордана Валериоте, он мастер! - https://youtu.be/dQGtseojHwM

Остальное в следующей части перевода этой большой статьи

Перевод и локализация: Studio Day

К списку новостей Следующая новость