8 советов как закончить песню быстро и не застрять (Часть 1)

8 советов как закончить песню быстро и не застрять (Часть 1)
Одно из самых приятных ощущений в жизни продюсера – когда приходит новая идея и ты начинаешь сочинять. Возможностей не счесть, и мы чувствуем наш потенциал, чувствуем, что сейчас можно сделать что-то, чего мы раньше не делали. Но куда двигаться дальше после того, как мы наметили основную идею?

Просто взять мелодию или восьми-тактовый луп и сделать из этого песню – скука, да и порой результат разочаровывает. Этот гайд даст вам кое-какие приемы, которые можно использовать, чтобы упростить процесс и быстрее закончить песни. Далее в статье вы узнаете, как составить полноценный трек из базовой мелодии, паттерна ударных, аккордов или даже пары уже готовых секций.

1. ПРОДЮСИРУЙТЕ «ГОРИЗОНТАЛЬНО» ДО ТОГО, КАК ПЕРЕЙТИ В «ВЕРТИКАЛЬНЫЙ» ПРОДАКШН

Эта техника выручает за считанные секунды. «По-горизонтали» означает работу слева направо в вашей DAW. Горизонтальная аранжировка вашей песни – вот где структура вашей музыки, именно тут проживает сонграйтинг. Например, глядя на законченную песню слева направо, можно увидеть такую структуру, как Интро-Куплет-Бридж-Припев-Куплет и т. д.

Если смотреть на законченную аранжировку сверху вниз, то есть вертикально, мы увидим инструменты и слои в каждой секции. Такие элементы включают в себя треки вроде Слой мелодии 1, Слой мелодии 2, Арпеджио, Ударные, Перкуссии, Саб Бас и т. д.

Идея заключается в том, что перед тем, как погрузиться в инструменталы и слои трека (или вертикальный продакшн), попробуйте сперва сделать аранжировку и сформировать структуру всей песни. Рассуждайте так, будто строите деревянный каркас для дома, а не так, будто вместе с заливкой фундамента уже заносите туда мебель. Скелет песни упростит процесс всего продакшна. Не придется ничего «гадать», задавать себе вопросы по типу «что же должно быть тут, после этого дропа?». Все, это больше не проблема, ведь вы видите, что будет дальше по горизонтали. Вы будете просто заполнять пробелы, а не думать, что же дальше.

СОЗДАЕМ АРАНЖИРОВКУ-НАБРОСОК

На что же будет похож этот скелет? Зависит от продюсера. Я предпочитаю сперва накидать аккордовую структуру, на фоно или простым синтезатором, чтобы все это было на одном треке. Можно сразу добавить бит, чтобы не было совсем стерильно. Когда я это делаю, сама аранжировка «вынуждает» меня принять решение, где должна закончиться та или иная секция песни. Таким образом, мы убираем элемент «угадывания». После подобного «чертежа» можно сразу переходить к продакшну.

Альтернативно, если ваша музыка больше фокусируется на ударных или басе, используйте именно эти элементы в качестве скелета. Цель данного подхода заключается в том, чтобы построить каркас, поддерживающий песню до этапа вертикальных работ вроде сведения, работ со слоями и саунд дизайном. Закончите фундамент до того, как приступите к мелким элементам, и у вас получится закончить всю песню быстрее.

Горизонтальный продакшн также научит вас правильно подбирать аранжировки и поможет понять как те или иные элементы будут смотреться внутри конкретной получившейся аранжировки. Сегодняшние продюсеры не так много уделяют структуре песен, они позволяют песне принимать форму самостоятельно, по ходу продвижения от одной секции к другой. Однако, такой подход может в результате привести к ощущению «дерганных» переходов между частями песни при прослушивании. Так что фокус на аранжировке поможет не только сэкономить время, но и в принципе поможет лучше саранжировать саму песню.

2. НЕ ПЕРЕБОРЩИТЕ!

Большинство продюсеров сразу делают полное интро и дроп/припев полностью, со всеми слоями. А затем они застревают. Частично причина в том, что они слышат законченную секцию, а за ней сразу идет незаконченная. Например, новая секция песни начинает звучать как будто она совсем плоская, без той энергии, что была в прошлой секции. У слушателя возникнет подсознательное чувство разочарования, потому что две секции не звучат так, будто они в одном потоке. Это относится к одному из недостатков, описанных выше – когда продюсер не может выйти за пределы 8-или 16-тактового лупа.

Развивая эту мысль дальше, продюсируя всю секцию полностью, мы рискуем потерять то особое ощущение от идеи, которое было вначале. Например, законченное интро, которое так сильно вам понравилось, может уже не звучать так круто после 500 прослушиваний, ведь вам нужно оставаться в потоке, а значит, в поисках дальнейших ходов аранжировки, вам придется прослушать это интро много раз подряд.

Перебор в продакшне – еще один момент, который надо держать в голове пока вы делаете первую крутую секцию песни. Если остальную часть песни не сделать так же круто, как и первый удачный кусочек, можно нагородить ненужных слоев. Будет казаться, что чего-то не хватет и захочется добавить еще и еще, а на самом деле, дело совсем не в этом. Еще раз подчеркну – чрезмерный продакшн – это когда в песне слишком много элементов. Песню легко «захламить», и в конечном счете можно потерять курс и фокус. Лучший способ избежать подобных конфузов – наладить воркфлоу вашего продакшна (workflow с английского – привычный поток работы). Например, пытаться делать больше работы за меньшие промежутки времени. Таким образом, изначальный материал все еще будет звучать свежо для вас самого к тому моменту, когда песня готова. Также, горизонтальный продакшн до вертикального позволит отполировать воркфлоу и выявить его недостатки.

3. ЛЮБИМАЯ МУЗЫКА В КАЧЕСТВЕ РЕФЕРЕНСА

Многим продюсерам сложно принимать решения касательно тех или иных элементов для определенных секций песни. Например, вопросы вроде «эти аккорды лучше подойдут к припеву или к куплету?» По ходу того, как вы обучаетесь и растете, принятие решений становится проще. В моменты сомнений – послушайте песни любимых артистов. Пускай их музыка служит вам картой на пути к развитию. Как пример, можно использовать любимые элементы из песни в качестве отправной точки.

После таких экспериментов вы начнете подмечать какие аккордовые прогрессии используют другие артисты. Можно начать с подбора аккордовой прогрессии, возьмите клавиатуру и подберите корневые ноты аккордов, затем, постройте таким же образом аккорды для своей песни. Так же можно делать заметки о том, как меняются партии ударных, или, как эффекты помогают создавать переходы от одной секции к другой.

Та же самая идея работает для структуры песен. Закиньте трек любимого исполнителя в DAW, чтобы использовать его в качестве ориентира. Отметьте длины секций в аранжировке и подпишите названия. Это не воровство, это изучение основных правил построения композиции. Понимать нюансы любимой музыки просто необходимо.

(Продолжение во следующем посте)
Переведено и локализовано: Studio Day
К списку новостей Следующая новость