Как клиппинг стал определяющим фактором в современном звуке

Как клиппинг стал определяющим фактором в современном звуке

Автор: Мэтью Вайсс

Заранее скажу, что я не против клиппинга. Я даже написал однажды кое-какой обучающий материал на тему «как придать бочке мощный звук при помощи клиппинга». В своих миксах я регулярно применяю дисторшн эффекты и использую железный компрессор, который неисправен как раз для схожих целей.

Единственное: клиппинг в миксе должен возникать только на моих условиях. Необходимо научиться управлять клиппингом и извлекать из него пользу, не создавая неприятных гармоник или убирая панч у инструмента. Плохой неумелый клиппинг делает звук дешевым, слабым, и инструмент звучит так, будто он не к месту. И тем не менее, эффект клиппинга в современной музыке повседневен.

Что такое клиппинг?

Звук по своей сути — это амплитуда на единицу времени.

В акустическом мире, ограничений по амплитуде не существует – звук просто вызывает изменения давления в атмосфере, будь то чих мышки или взрыв гранаты.

Однако, в механическом мире, электрическом мире и цифровом мире ограничения есть. Когда эти ограничения превышаются, звуковая амплитуда не может больше существовать в своей оригинальной форме – она трансформируется и создает избыток энергии в том месте, где энергия не предусмотрена конструкцией.

Это и есть «клиппинг».

Не весь клиппинг одинаков

Есть две формы клиппинга – жесткий и мягкий. Обе эти формы могут возникать как в механической, так и в электрической и цифровой средах.

Механический жесткий клиппинг случается в момент, когда превышаются ограничения системы. Такое в основном происходит с микрофонами и динамиками. Получая сигнал, диафрагма вибрирует вместе с уровнем шумового давления (SPL). Однако, диафрагма может растягиваться только до определенного уровня, и, если SPL превысит тот уровень, который способна вынести диафрагма, она начинает «вибрировать с искажениями».

Жесткий клиппинг также существует и в электрической среде. Его можно вызвать несколькими способами, но всегда с использованием какой-либо системы каскадного усиления, при которой превышается полное номинальное напряжение для нелинейного компонента. Нелинейные компоненты включают в себя диоды и транзисторы. Как только устройство достигает предела напряжения, оно клипует, что по своей природе не очень похоже на механическое ограничение.

В электронике бывает «мягкий» клиппинг. Это происходит тогда, когда устройство начинает сатурировать (окрашивать) звук по мере приближения к границам возможностей этого сигнала, вызывая «сгибание» амплитуды. Девайсы, которые на такое способны – это двухтактные усилители, часто ассоциируемые с ламповыми каскадами, результатом подобных искажений является более «теплый» и «круглый» звук, непохожий на жесткий клиппинг.

Цифровой жесткий клиппинг – возможно самый агрессивный из всех форм клиппинга. В цифровой среде мы имеем абсолютный потолок, это значит, волна не будет сгибаться и менять форму. При достижении клиппинга, смягчения сигнала на максимальном уровне не будет.

Все вышеперечисленное подтверждает вышесказанные мной слова о том, что клиппинг уже крепко вжился в повседневную жизнь и присутствует в ней давно.

Намеренный клиппинг

Всему виной электрогитары.

Естественный звук электрогитар очень чистый, а дисторшн появился отчасти случайно, когда люди перебарщивали с гейном или громкостью своих усилителей, а то и просто играли на сломанном оборудовании. Вскоре, музыканты стали экспериментировать с клиппингом намеренно.

В 1960х годах, производители стали выпускать устройства, в которых присутствовал клиппинг в той или иной степени. Имя им было – педали дисторшна. Не прошло и 10 лет, как все музыканты подсели на этот звук. Rolling Stones, Jimi Hendrix, а за ними и вся рок сцена. Собственно, с этого и начался рок.

В 70х начались эксперименты со всеми видами дисторшна. Кто-то использовал овердрайв, у него был мягкий клиппинг, рассыпчатый звук. Такие артисты, как Хендрикс и Black Sabbath использовали эффекты с более жестким клиппингом, вроде педалей фузза. Так клиппинг вошел в поп индустрию.

Тест огибающей на прочность

Нам, музыкантам и продюсерам, всегда хочется экспериментировать. Нам часто интуитивно хочется изменять структуру волны и «портить» звук намеренно. Как только эффекты дисторшна заполонили рынок, мы начали использовать их везде, с басом, ударными, вокалами, проще сказать, где их не было.

В восьмидесятые, после золотой эры радиостанций (60-х, 70-х годов), лейблы пытались издавать музыку на максимально большой громкости без искажений. И когда лимитеров было недостаточно, инженеры стали добавлять дисторшн к инструментам, группам каналов и мастер трекам так, чтобы запись казалась еще «жирнее» и объемней.

Повышение громкостей достигалось либо жестким лимитированием, либо при помощи легкого клипинга, вызывавшего гармонические искажения, тем самым, поднимая общее ощущение громкости трека. На мой взгляд, лимитер – меньшее зло, но, так распорядилась история, и мы имели то, что имели на тот момент времени.

Фактор конкуренции

В 2000-е хип-хоп и EDM доминировали и появилось очень много саунд-дизайнеров, которые работали над созданием сэмпл-паков. Чего уж таить, я и сам этим промышлял. Так вот, продюсерам нужны были громкие, сочные, жирные сэмплы. Такого звука можно было достичь в том числе и при помощи клиппинга.

Например, мой dbx 160sl компрессор имел такую интересную функцию. В режиме лимитера, можно было нажать на байпас, но байпас не отключал лимитер полностью, он выключал часть цепи с ратио, но оставлял полку. В итоге лимитер превращался в клиппер, и при очень тонкой настройке можно было сделать звук немного громче. Многие создатели сэмпл-паков до сих пор используют похожие технологии, меняются лишь инструменты.

Поэтому имейте в виду, что до того, как весь трек при сведении залезает в зону клиппинга, он уже имеет определенную долю «клипнутого» сигнала в звуках, инструментах, сэмплах, и это происходит уже добрых 15 с лишним лет.

Возможности меняются

По мере эволюции оборудования и технологий, звук стал еще более подвластен продюсерам, записи стали чище чем когда-либо. Но клиппинг уже так плотно вошел в наше сознание, культуру и качество звука, что, если ничего не искажать и не перегружать, создается впечатление, будто чего-то не хватает.

И знаете, мне это нравится. Музыка отражает культуру и эмоции, эти вещи не могут существовать без недостатков. Дисторшн, как и сама музыка – отражение состояния человека, а оно прекрасно в любом проявлении.

Перевод и локализация: Studio Day

К списку новостей Следующая новость