Как сэмплирование проникает в искусство и музыку

Как сэмплирование проникает в искусство и музыку

В этой статье - беседа с продюсером и боссом лейбла Самидом Резаяном.

Сэмплирование было неотъемлемой частью искусства на протяжении десятилетий и возникло из-за необходимости творческого самовыражения ограниченными средствами, начиная с движения дадаистов в 1920-х годах как концепта, и в 1940-х годах с аудиозаписей Пьера Шаффера и Конкретной Музыки.

Пояснение из википедии: Конкре́тная му́зыка (фр. musique concrète) — вид авангардной музыки XX века. Шумы и звуки, главным образом, природного происхождения, записываются на магнитофон или иное звукозаписывающее устройство, подвергаются на этом устройстве микшированию и разного рода редактированию (обработка фильтров, пространственные стереоэффекты, изменения скорости и направления движения ленты и т. д.). В качестве звукового материала конкретной музыки могут использоваться, например, звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц, скрип двери, вздохи, крики, фрагменты речи, пение человека, фрагменты звучания акустических музыкальных инструментов и т. п.

Артефакт конкретной музыки (аналоговая или цифровая запись, которая воспроизводится в концерте и используется для фиксации на коммерческий носитель, например, LP или CD) не предполагает интерпретации музыканта-исполнителя в традиционном смысле этого слова (изменения темпа, варьирование динамических нюансовагогика и т. п.). В связи с тем, что для записи/воспроизведения такого артефакта требуется электротехническое и/или электронное оборудование, конкретную музыку считают разновидностью электронной музыки[1].

Итак, что такое сэмплирование? Если вам нужно словарное определение, сэмплирование — это «действие или процесс взятия образцов чего-либо для анализа» и «техника цифрового кодирования музыки или звука и повторного использования их как части композиции или записи». Сэмплирование - это метод изъятия чего-либо и повторного использования.

Самид Резаян, продюсер и ди-джей из Манчестера, с раннего возраста приобрел обширные познания в области сэмплов хип-хопа. От создания собственной музыки до управления собственным лейблом ELE Records, Самид построил свою карьеру на своем увлечении методологией и культурой сэмплирования.

 

«Хип-хоп семплирование не изолировано. Оно пришло благодаря тяжелым социально-экономическим условиям в Америке и технологическому прогрессу в области доступных музыкальных инструментов, которые привели к революции в искусстве и музыке », - объясняет Самид.

По словам Лорин Хилл, «хип-хоп родился благодаря людям, которые не обязательно имели традиционное музыкальное образование, лучшее оборудование, а в некоторых случаях даже инструменты, но нашли способ выразить себя, несмотря на это. Мое искусство существует, потому что у него есть желание существовать, как хип-хоп». Сэмплирование антибуржуазно, и оно стало формой протеста против репрессивных структур».

Акции сопротивления - обычное дело в музыке, и с помощью этого нового средства творческих музыкальных экспериментов сэмплирование дало часто упускаемым из виду сообществам в музыке возможность самовыражения.

«Раннее использование сэмплов в популярной музыке пришло от таких артистов, как The Beatles, с использованием предварительно записанных сэмплов с Mellotron на Strawberry Fields, а в 70-х годах Fairlight CMI использовали Херби Хэнкок, Питер Гэбриел и Кейт Буш, - продолжает Самид. «В 80-х артисты, такие как Dr Dre, Beastie Boys и Pete Rock, начали использовать сэмплеры, такие как E-Mu Emulator 1 и 2, и другое оборудование. Сегодня семплирование развивается экспоненциально, и практически каждый может сэмплировать с помощью DAW».

Однако это новое средство создания музыки при помощи уже существующих звуков не было встречено публикой с распростёртыми объятиями. «Когда Де Ла Соул пробовал сэмплы группы The Turtles на основополагающем дебютном альбоме «3 Feet and Rising» в 1989 году, - объясняет Самид, - был создан новый юридический прецедент. Марк Волман из The Turtles сказал Los Angeles Times: «Сэмплинг — это просто более длинное слово для обозначения воровства. Любой, кто искренне говорит, что сэмплирование - это своего рода творчество, по сути никогда не делал ничего творческого''. Затем Вольман подал в суд на Де Ла Соула и выиграл дело. Сэмплинг, исторически и буквально говоря, стал известен в отрасли как КРАЖА». В аналогичном случае в 1991 году Биз Марки выступил против автора песен Гилберта О'Салливана за использование отрывка из песни О'Салливана «Alone Again (Naturally)» на собственную песню Марки «Alone Again». В дальнейшем сэмплирование станет более регламентированным, с юридическими разрешениями, необходимыми для их использования, и впоследствии навсегда изменит облик хип-хопа.

 

С молоду

Взрослея, Самид приобщился к музыке с раннего возраста. Поскольку его мать была поклонницей жанра Northern Soul, Самид познакомился с коллекцией малоизвестных записей Motown и R&B, компакт-дисков и кассет, которые она все время включала. «Когда я был в детском саду, они позвонили моим родителям и сказали: «Самид не занимается музыкой. Он не любит музыку», на что моя мама ответила: «Ну, он любит музыку дома, что Вы там им включаете?». Я так привык слушать дома эклектичный микс музыки, что детские стишки казались мертвыми звуками».

Будучи погруженным в культуру MTV Bass, Trouble TV и клубного рэпа в подростковом возрасте, Самид познакомился с новым, но знакомым звуком. «Я слышал звуки моего детства - Арету Франклин, Марвин Гэй, Шэйд, The Temptations - переосмысленные в песнях Common 'Be', 'College Dropout' Канье Уэста, 'Speakerboxx / Love Lower' Outkast, 'MM Food' MF DOOM и The Roots’ ‘Tipping Point’. Меня зацепило.

Подход Самида к семплированию основан как на музыкальном вдохновении, так и на теоретических концепциях.

«Я использую методы, взятые из политико-социологии, преимущественно из Мишеля Фуко и его метода «Археология», о котором написано в «Безумии и цивилизации». Изучая следы и порядки прошлого, можно понять историю настоящего. Я рассматриваю сэмплирование в хип-хопе как продолжение методологии или процесса, который использовался на протяжении сотен лет бесчисленным множеством людей».

Сэмплирование в музыке активно бросает вызов восприятию его использования в музыке, а теперь оно и подавно стало обычной практикой в ​​бесчисленных жанрах.

«Существует мнение, что музыка, основанная на семплах, относится к более низкому классу или стандарту, чем традиционные формы музыки, такие как инструментальные группы, например. Как по мне, это из-за структурного и семантического расизма, который пронизывает многие наши культурные учреждения».

Такой теоретический подход к своей музыке предлагает ему уникальную перспективу создания музыки, распутывая клубок истории музыки по ходу дела. «Когда я сижу в студии, чтобы поизучать, записать шоу или сочинять биты, я копаю как можно глубже. Я не останавливаюсь на самом сэмпле, я смотрю на то, кто произвел его на свет, кто играл на пластинке, на каких еще записях играли эти музыканты, с кем еще они работали, кто на них повлиял, и я оказываюсь в каких-то малоизвестных и странных местах. Нет конечной точки. Это не пункт назначения, это путешествие».

Сэмплы истории Самида

Chic – Soup for One / Modjo - ‘Lady, Hear Me Tonight

«Lady, Hear Me Tonight» Modjo была одной из кассет, которые я купил в HMV (название крупного ретейлера музыки и фильмов в Британии). Я продавал сладости и банки с напитками из сумки в школе, собирал монетки по 1 и 2 пенсов для родителей, выполнял случайную работу по соседству и доставлял листовки, чтобы пополнить коллекцию компакт-дисков и кассет. Они у меня все еще есть. Я люблю эту запись, она культовая!"

К списку новостей Следующая новость