Автор: Тики Хореа
Все мы знаем, что компрессия — это один из самых важных навыков, которым вы должны овладеть как инженер. Не разбираясь в компрессии, вы будете пробираться вслепую при трекинге, микшировании и мастеринге. Не расстраивайтесь, если у вас пока не получается; это самый сложный и, как правило, последний аудионавык, которым овладевают люди. К тому же компрессия также и самый абстрактный процесс.
Из этой статьи вы узнаете, как слышать компрессию с акцентом на компрессионные артефакты.
Однажды, когда вы услышите, как звучит неправильная компрессия, вы узнаете, как «вкусно» настроить ее и извлечь из нее максимум пользы, без разрушающего действия на свои звуки.
Инженер/продюсер Рафа Сардина демонстрирует один из множества компрессоров в своем аутборде
Характеристики компрессии
Когда вы только начинаете, легко определить, когда использовать эквалайзер или нойз-гейт, но компрессия в этом плане отличается. Кажется очевидным, что использование компрессии служит для управления динамикой, но это очень упрощенный взгляд. Для простого управления уровнем несогласованной громкости звуковой дорожки, автоматизация фейдера и клип гейна – вот , что должно быть вашим первым набором инструментов. Несмотря на то, что компрессоры управляют динамикой, многими другими характеристиками звука можно манипулировать с помощью их творческого применения. Для опытного инженера компрессия служит трем творческим целям.
Компрессия контролирует динамику. Мы можем «прибить» громкие моменты исполнения либо оказать небольшое понижающее давление на все исполнение. Последнее повышает музыкальность, добавляя плотность, громкость и мощность, и помогает выявлять тонкие детали в треке. Первый вариант применения просто контролирует громкие моменты и должен использоваться для контроля пиковых уровней и предотвращения перегрузок.
Компрессоры, благодаря природе своих электронных компонентов, управляют тоном, настроением или окраской инструмента или голоса. Некоторые компрессоры, такие как Manley Variable Mu®️, обеспечивают тонкие и богатые гармоники низких и средних частот, которые усиливают ощущение глубины и музыкальной целостности. Другие компрессоры, такие как Universal Audio 1176, могут добавить некоторые среднечастотные и высокочастотные гармонические искажения, делающие трек шипящим или выходящим на первый план в миксе. Эти тональные окраски являются причиной того, что лучшие микс-инженеры, даже те, которые микшируют на огромных аналоговых консолях, имеют десятки каналов с различными внешними компрессорами, а не только несколько каналов внешних эквалайзеров. Лампы, трансформаторы и транзисторы придают компрессорам характер, что выходит за рамки простого динамического управления.
Поскольку сжатие влияет на огибающую (атаку, спад, сустейн и затухание) звука, мы можем настроить компрессию, так чтобы добавить сустейн, выделить тональный сигнал комнаты и естественную реверберацию, замедлить атаку или добавить энергию атаки звука. Эти эффекты формирования огибающей могут повлиять на ощущение исполнения во времени звучания с другими инструментами. Например, устранение быстрой атаки малого барабана может сделать игру немного более расслабленной - почти затакт. Добавление мгновенной атаки на бас может, по-видимому, подтянуть бас вперед по времени и сделать игру более агрессивной. Управление огибающей с помощью компрессоров может создать «подпрыгивающее» звучание барабанной комнаты, что подойдет для многих классических рок-записей.
Итак, вы видите, компрессоры - это гораздо больше, чем динамические контроллеры, и их прозрачность или способность изменять тон и формировать огибающую звука - вот что заставляет нас выбирать один компрессор вместо другого.
Стоковые компрессор Logic Pro X предлагает несколько режимов эмуляции и предоставляет все элементы управления, которые могут понадобиться любому компрессору.
Давайте рассмотрим основные элементы управления типичного компрессора.
Опциональные регулировки, которые вы можете встретить во многих компрессорах:
Давайте посмотрим, как настройки атаки и затухания меняют форму звука.
Медленная атака (~ 50 мс и выше) позволяет пройти начальную атаку или транзиент без изменений. Это обеспечивает естественный, резкий, живой и натуральный звук.
Недостатком использования медленных настроек атаки является то, что когда вы микшируете песню, в которой двое играющих вживую вместе музыкантов, они несовпадают в том, с какой атакой они играют на ударных/гитарах/клавишных. Медленная атака может пропустить и подчеркнуть громкие атаки вместо того, чтобы сгладить их. Более быстрое время атаки может сделать их игру менее небрежной и более согласованной.
Быстрое время атаки (~ 1 мс и ниже) смягчает или размывает транзиент звука, что может сделать звуки более плавными и обработанными. Если вы переусердствуете с этим, то в конечном счете заставите звуки казаться более отдаленными в миксе, «высасывая жизнь» из вашего трека. В итоге это вы закончите тем, что уберете панч и ясность из своего исходного материала.
Быстрое время затухания (~ 100 мс и ниже) обеспечивает более агрессивный и грубый звук. Можно поднять сустейн или тон комнаты, увеличивая воспринимаемую громкость трека. Если вы перестарались, вы можете получить накачанные артефакты, и с чрезвычайно коротким временем затухания вы можете создать полезные или ужасные искажения.
Медленное время затухания (~ 250 мс и выше) делает ваш звук более плавным и более управляемым. Если настройки затухания слишком медленные, компрессор не сможет полностью восстановиться до начала следующего большого транзиента. Это означает, что транзиент будет тише, чем должен был быть, что сделает ваш трек менее живым.
Настройки Threshold
Имейте в виду, что настройка порога срабатывания взаимодействует с настройкой колена
Низкий порог срабатывания заставляет компрессор реагировать на тихие участки дорожки. Низкий порог в сочетании с низким соотношением (ratio) (менее 3:1) будет непрерывно и последовательно мягко сжимать сигнал. В результате вы можете сделать звук более ровным. Это считается RMS компрессией, поскольку такая компрессия основывается на среднем уровне звука. Этот тип сжатия добавляет плотность и раскрывает детали в треке, уменьшая динамический диапазон без заметного изменения тона.
При высоком пороговом значении компрессор реагирует только на пики. Объедините высокий порог срабатывания с высоким соотношением (6:1 или больше), и вы начнете срезать транзиенты. Как вы, возможно, уже догадались, это называется пиковой компрессией. Эта настройка хорошо работает с ударными инструментами, но может быть слишком назойливой для мелодических инструментов.
Если вы хотите получить громкий, захватывающий, превосходный вокальный/инструментальный трек без ущерба для его движения и панча, попробуйте следующее:
Один из лучших способов научиться слышать разницу между быстрым и медленным временем атаки/затухания - это поиграть с этими параметрами самостоятельно.
Для следующих упражнений важно использовать компрессор, который имеет функцию автоматической компенсации усиления, например бесплатный компрессор MeldaProductions MCompressorили Izotope Ozone 9 Dynamics module. Автоматическое усиление избавляет вас от необходимости согласовывать уровень скомпрессированного сигнала с необработанным треком, поэтому вы сможете сосредоточиться на формировании звука и тона, это развяжет вам руки при настройке параметров. В противном случае мы можем быть обмануты тем, что более громкий сигнал звучит лучше.
Упражнение 1
Упражнение 2
Теперь повторите упражнение с вокальной дорожкой и басовой дорожкой. Вероятно, легче всего услышать влияние обработки на вокал, поскольку это звук, который мы привыкли слышать чаще всего.
Чрезмерная компрессия звука отрицательно влияет на тембр, размер и мощность вашего трека.
Тембр меняется из-за разницы в тональности между «холмами» и «долинами» вашего аудио. Это особенно заметно при жестких настройках колена, высоких порогах срабатывания и высоких коэффициентах. Перкуссионные звуки более снисходительны к этим проблемам, но полные миксы и мелодические треки сильно страдают от этого типа компрессии.
Потеря мощности происходит из-за того, что сустейн басовых и субгармонических частот производит большое количество энергии. Избыточная компрессия может ослабить самую низкую октаву вашего басового тона, что может «задавить» ваш нижний диапазон, а также отнять его мощность. Чрезмерная компрессия с быстрым временем затухания часто создает заметные искажения в нижнем диапазоне вашего трека.
Из-за чрезмерной компрессии ваш трек может ощущаться и звучать маленьким. Размер – это не то же самое, что и плотность. Чем более компактным и плотным становится ваш звук, тем более агрессивно он звучит, но эта плотность достигается за счет размера. Чтобы получить естественный размер и импульс, позвольте треку двигаться при компрессии. Попробуйте плавные соотношения, умеренное время атаки и затухания и найдите подходящий порог, который сохраняет ровный тон при небольшой компрессии большую часть времени.
Ключевые выводы:
Threshold и knee взаимодействуют друг с другом, чтобы найти правильную степень компрессии.
Ratio влияет на то, насколько прозрачной или очевидной является компрессия. Некоторым вокалам требуется мягкое сжатие (RMS), в то время как рок-вокал часто может справиться с высоким ratio (Peak).
Attack помогает вам настроить то, насколько панчевым или обработанным ощущается ваш материал.
Release влияет на «кач», искажения и естественную огибающую трека.
Auto-attack and release обычно являются хорошей отправной точкой. Прочтите инструкцию, чтобы узнать фактические настройки вашего компрессора и использовать их в качестве отправных точек, когда не используете автоматический режим.
Auto MakeUp Gain помогает слышать артефакты и преимущества компрессии, не будучи обманутым изменением уровня громкости, которое может вызвать компрессор.
Все компрессоры неодинаковы
Все становится немного сложнее, так как каждый компрессор использует различные типы цепей детекторов, элементов уменьшения усиления и других элементов электронных схем, которые объединяются для формирования эффектов сжатия и характера компрессора. Время атаки, которое звучит как быстрая атака на компрессоре одной марки или модели, может не звучать так же быстро на другом устройстве. То же самое касается времени затухания. Вот таблица времени атаки и затухания для некоторых популярных аппаратных компрессоров. Плагины компрессоров обычно имитируют эти настройки, но могут также включать в себя гораздо более экстремальные настройки.
Оригинальный текст: Тики Хореа
Перевод и локализация: Марк Витковский
Первая часть статьи: