Наш инженер, способный «приручить» любой микс описывает новый подход к сведению, который помог ему выжать максимум из его EP, которую он записал дистанционно в локдауне.
Решение проблем, возникающих при микшировании материала, который не был записан в традиционной студийной среде - не совсем новый опыт, но многие музыканты, которые в прошлом счастливо избегали самостоятельного продакшна, были вынуждены этому обучиться из-за пандемии Covid 19. Часто это бывает и в ситуациях, когда участники группы записывают свои партии в разных местах, и хотя они могут быть компетентными или даже довольно опытными в технической части, помещения часто ограничивают возможности, особенно при записи таких вещей, как ударные.
Таким образом, за последние пару лет потребность в домашнем сведении возросла максимально, и это, в свою очередь, побудило многих из нас адаптировать наш обычный рабочий процесс микширования в поисках наилучших результатов. В этой статье я рассмотрю подход, который я разработал во время недавнего проекта — способ, которым я воспользовался, оказался для меня действительно эффективным. Микс EP вышел приятным, а его мультитреки которого были записаны в спальнях по обе стороны Атлантики. Результат приятно удивил и меня, и артиста!
The Travis Waltons — это музыкальное детище певца из Бристоля Дэниела Флэя, с которым я работал в течение нескольких лет — постоянные читатели могут вспомнить, что он фигурировал в паре моих предыдущих статей. Обычно Дэн приходил ко мне в студию и записывался лично, но первый карантин в Великобритании привел к тому, что он на несколько месяцев застрял в Испании. Находясь там, под небольшим руководством с моей стороны, он начал собирать небольшую «домашнюю» установку для записи и продолжал использовать ее, когда вернулся домой в Бристоль, который, кстати, все еще находится в нескольких сотнях миль от меня!
Несколько месяцев спустя он очень хотел узнать, считаю ли я, что его записанные дома треки достаточно хороши, чтобы мы могли создать качественный микс, поэтому он спросил, не хочу ли я попробовать свести один из них. Я сказал «да», и в результате я разработал немного трудоемкий, но, в конечном итоге, простой процесс, который, как я обнаружил, отлично подходит для формирования правильного мышления для сведения, а также дает некоторые практические преимущества.
Однако удаленно работал не только Дэн. На другой стороне «Большой лужи», в Лос-Анджелесе, его барабанщик Тим тоже записал партии дома. Как многие читатели SOS слишком хорошо знают, запись живых акустических барабанов в домашней студии может быть очень сложной задачей; акустические характеристики пространства, в котором они снимаются, как правило, означают, что вам нужно больше микрофонов и каналов, чем обычно, если вы хотите захватить хороший, сбалансированный звук комплекта (хотя большее количество микрофонов также означает, что вам нужно больше работать, чтобы избежать фазовых проблем).
Изучив файлы, которые мне прислали, я обнаружил, что у меня есть четыре барабанных трека для игры: оверхеды - задний и передний, а также близкая бочка и малый. К счастью, Тим технически хорошо поработал над записью, и меня воодушевил уровень игры, который, скажем прямо, является решающим фактором! Тем не менее, у барабанов неизбежно был характерный квадратный, сухой, спальный звук, и в комнате акустически мало что происходило для поддержания естественного звука барабанов. Похожая история и с остальным материалом: если слушать по отдельности, то все гитары, вокал и синтезаторы были сыграны хорошо и записаны добротно, без клиппинга, лишнего шума или дико неподходящей акустики. Однако, несмотря на все эти плюсы, когда я пытался создать грубый баланс, используя только фейдеры, я не мог понять смысл песни или, если на то пошло, понять свои шансы свести всё это воедино.
Общий совет, который вы слышите о сведении, заключается в том, чтобы стараться не слушать слишком много разных элементов по отдельности, когда вы их настраиваете, а выполнять обработку, слушая весь трек; т.е. что контекст важен. В целом, это довольно здравый совет, особенно когда вы только начинаете, и я до сих пор склонен придерживаться его, когда приближаюсь к более поздним стадиям микса. Но когда у вас будет больше опыта как в записи, так и в микшировании, вы обнаружите, что развили чутье на то, как примерно должны звучать отдельные элементы, чтобы приблизиться к тому, что вам нужно. Во-первых, когда вы записываете, то, если вы не слышите живую группу, играющую всю вместе, у вас действительно нет такой роскоши, как контекст «целой песни»!
Для этого проекта, поскольку с того момента, как я пытался установить этот первоначальный баланс, я знал, что мне придется работать довольно жестко со многими элементами, я решил принять двухэтапный процесс, первый этап которого состоял в том, чтобы приблизиться к условиям больше похожим на запись, чем на микширование. Это включало в себя начальный проход, обработку каждой партии так, чтобы привести «микс» в нужную форму для работы фейдерами. Чтобы я мог подтянуть фейдеры, и все начинало обретать смысл. Ключевой момент, который мне нужно здесь объяснить, это то, что в конце первого этапа я рендерил эти звуки: я обработал все треки с помощью плагинов или железок, а затем удалил плагины, чтобы был «записанный» звук. Он уже, в свою очередь, служил в качестве чистой отправной точки для второго этапа: собственно микширования песни.
То, что я остановился на этой тактике, возможно, обретет немного больше смысла, если я объясню, что использовал внешнюю цепочку обработки в первой песне; я обнаружил, что это помогает объединить звук разрозненных элементов. Рендеринг этой цепочки в виде звука, с которым я мог работать в коробке, обрел смысл. Но внешняя обработка не была необходимостью для всех песен на EP, и как только я лучше понял, что на самом деле делала эта цепочка (подробнее об этом позже), я по-прежнему счел полезным придерживаться одного и того же рабочего процесса для остальных треков на EP, хотя обработка, которую я применил к ним, была сделана полностью в коробке.
Треков было мало и прохождение первого этапа микса заняло у меня около двух часов; У меня, наверное, не хватило бы терпения сделать что-то большее, чем, скажем, 20 треков таким образом. Для меня самым полезным аспектом такой работы было то, что, выделив эту «перезапись» как отдельный этап процесса, приступив к фактическому микшированию, мне было намного легче думать о песне и о более тонком звучании определенных элементов микса, вместо того, чтобы отвлекаться на необходимость придавать форму различным отдельным элементам. Кроме того, привязка к звукам в этот момент снижала риск исчезновения в, так называемых, «кроличьих норах», поскольку я мог подвергнуть сомнению и пересмотреть свои решения по обработке в процессе.
Этот процесс имел и некоторые дополнительные преимущества. Например, на первом этапе я мог использовать столько подключаемых модулей, интенсивно использующих ЦП, сколько хотел, не беспокоясь об экономии энергии. Хотя у меня в студии есть довольно мощный ПК, сделанный на заказ, он уже достаточно устарел и начинает «кряхтеть», когда я приближаюсь к концу микса! А с таким подходом, к тому времени, когда я закончил первый этап, у меня был хороший чистый сеанс DAW со звуками, готовыми на 95 процентов, со всего парой активных плагинов.
В конце первого этапа... Я прорендерил все треки с помощью обработки, которую применил, а затем удалил плагины со всех дорожек.
Итак, первый этап заключался в том, чтобы больше думать о трекинге, чем о микшировании, но что на самом деле было задействовано? Начиная с барабанов, у меня были ограниченные возможности с точки зрения доступных каналов. Большая часть звука исходила от пары накладных микрофонов, которые были записаны с помощью чего-то, напоминающего технику Recorderman, которая использует размещение микрофонов спереди и сзади (ознакомьтесь с моей статьей SOS за февраль 2021 года, если вы хотите узнать больше об этой и других техниках записи игры на барабанах в минимальных возможностях: https://sosm.ag/3poVjBo). Для томов не было точечных микрофонов, и поначалу я был обеспокоен тем, что не смогу вывести секции томов на передний план в довольно плотном, тяжелом гитарном треке.
Тем не менее, эти микрофоны довольно хорошо «соскребают» самый сок. Я обнаружил, что некоторые тщательно продуманные эквалайзеры помогли удалить некоторые коробочные частоты, которые портили звук, хотя мне пришлось действовать осторожно, чтобы не потерять в придачу вес томов. Gain Reduction на 1-2 дБ с помощью компрессора 1176 также помог высвободить немного больше энергии в исполнении в целом и, в частности, немного больше воздуха вокруг малого барабана. Наконец, щедрая порция плагина Oeksound Soothe помогла укротить резкость тарелок на частоте 3–4 кГц.
Близкие микрофоны бочки и малого барабана звучали хорошо, но у них был очень небольшой вес, который, как мне казалось, был необходим. Барбанам нужен был панчи и яркий звук. Это легко и быстро пофиксилось большой дозой cut and boost Pultec, любезно предоставленной Acustica превосходным (хотя и довольно требовательным к ЦПУ!) Purple3 P1 EQ. С усилением и обрезанием на частоте 60 Гц для бочки и 100 Гц для малого барабана эта технология действительно творила чудеса.
Помимо обработки, о которой я уже упоминал, я пропустил отдельные треки ударных через свои магнитофоны Roger Mayer 456 серии 500 — я сделал это для всех каналов ударных, и это действительно придало установке собранности. Важно отметить, что использование внешнего оборудования ни в коем случае не является препятствием — просто кайфово использовать такие девайсы, если они у вас есть — и если вы предпочитаете не идти по пути железок, стоит отметить, что мне удалось добиться очень похожих результатов в более позднем миксе, используя плагин насыщения FabFilter Saturn, чтобы округлить транзиенты с помощью компрессии в стиле ленты, и эквалайзер для фильтрации более экстремальных низких и высоких частот.
В качестве последнего штриха на этом первом этапе микса ударных я поэкспериментировал со старым приемом продакшна: воспроизвел ударные в большой комнате — через акустическую систему в живой комнате моей студии — и записал их! Как правило, этот метод используется для подачи звука комнаты на близкие микрофоны без тарелок. Мне действительно понравился звук оверхедов, записанный таким образом. Очень аккуратно добавив его, я обнаружил, что он дал хорошую глубину барабанам, а также добавил приятный лоу-файный характер, который я мог поднимать и опускать в определенных частях песни.
Поначалу это было не очевидно, но из всех элементов в конечном итоге гитары потребовали наибольшей работы. Это включало в себя процесс, аналогичный тому, который я использовал для ударных — придание звукам формы с помощью напористых движений эквалайзера и создание более прочной тональной структуры с аналоговой входной цепочкой, которая в значительной степени опиралась на обработку в стиле ленты.
Программные эмуляции гитарных усилителей появлялись в последние годы как на дрожжах, и если их слушать отдельно, они звучат очень убедительно. Как я уже говорил ранее, мне часто бывает труднее заставить отдельные звуки «интегрироваться» в микс. Я подозреваю, что это отчасти потому, что легко обмануться огромным выбором доступных звуков. Другая причина заключается в менее заметной разнице, которую все еще может дать запись звука через усилители и приличную сигнальную цепочку — по моему опыту, эти небольшие различия часто становятся очевидными только при приближении к самому концу плотного микса. В этом случае мне не удалось вывести высокие средние частоты вперед, не привнеся при этом какой-либо неприятной резкости. Я потратил слишком много времени, пытаясь расколоть этот орех, и даже спросил Дэна, есть ли у него какие-нибудь DI-файлы, которые он мог бы мне прислать, чтобы я мог попробовать их перенастроить. Однако оказалось, что это невозможно, и решение оказалось больше ориентированным на аранжировку, чем на какую-либо «магию сведения».
Две основные перегруженные гитарные партии звучали хорошо, но я чувствовал, что им нужно дополнительное присутствие, и в итоге я обнаружил, что область, которая бы сделала их заметнее, располагалась немного ниже по частотному спектру, чем я обычно этого ожидаешь. Я, вероятно, виновен в том, что иногда уделяю недостаточно внимания области 1-2 кГц при микшировании гитар, но усиление около 1,5 кГц как раз дало эффект и они выдвинулись на передний план, без неприятных искажений.
Наряду с гитарами, барабаны также звучали хорошо с более темным, более раскатистым звуком в верхней части. Где-то здесь кроется урок — я начал понимать, как данный факт освободил мне место на высоких частотах для клавиш и вокала, и то, что изначально казалось ограничением, в итоге оказалось хорошим подходом к общему сведению песни.
Я бы сказал, что 80 процентов этого микса было потрачено на работу с барабанами и гитарами, как я и описал выше. Остальная часть трека состояла из электронной басовой партии, синтезаторных партий и, конечно же, самого важного - ведущего вокала. Я работал с Дэном какое-то время и за это время заметил, что тон его голоса довольно резко меняется в зависимости от того, насколько громко он поет: чем тише он говорит, тем больше чувствуется приятный грудной тон его голоса, и с меньшим количеством сибилянтов в том числе.
Поскольку дома он не мог слишком шуметь, Дэна, естественно, заставили петь немного тише, чем в студии, — и это звучало великолепно! В конце концов, на первом этапе сведения я усилил нижний диапазон его голоса, используя эквалайзер в стиле Pultec для усиления частоты около 100 Гц. Голос Дэна впитывает компрессию, как губка, и изрядная доза более медленной ламповой компрессии в сочетании с более быстрым 1176 помогла его вокалу «сесть» в миксе впереди гитар и синтезаторов. Я применил эту обработку на первом этапе «перезаписи» микса, и когда я пропускал вокал через эту обработку, я также контролировал уровень вокала, поступающего в компрессоры. В результате получилась вокальная партия, которая ощущалась очень последовательной на протяжении всей песни и только на более поздних этапах нужно было еще пару щепоток магии.
Процесс, который я описал в этой статье, может показаться немного затянутым, но он очень хорошо сработал с этим артистом и материалом. Сознательно включив в свой рабочий процесс стадию предварительного микширования, где я выполнял большую часть тяжелой работы с точки зрения обработки, я разгрузил себя для второй стадии. Когда дело дошло до фактического микширования, песня в значительной степени открылась мне, и я смог проявить творческий подход — найти нужные эффекты, правильно оценить баланс, сделать автоматизацию уровней и параметров... и все те клевые вещи, которые, как мы надеемся, оживляют песню.
Я обнаружил, что написание подобных статей может сделать меня слишком аналитическим в отношении некоторых моих процессов; задним числом легко создать ложное представление о структуре, когда вы пытаетесь во всем разобраться. Но в данном случае это определенно был обдуманный процесс, и я искренне удивился, насколько хорошо развивался проект. Будто бы я посеял семена для дальнейшей работы, ведь теперь я знаю, что я могу адаптировать свой сетап для подобных домашних записей, и превратить его во что-то, похожее на записи в хорошо оборудованной студии. Естественно, я не буду делать так каждый раз. Такое нужно только для отдельных ситуаций.
Однако это не просто урок записи во время пандемии; у большинства артистов, с которыми я работаю, очень ограниченный бюджет, и когда дело доходит до записи дома, а не записи в профессиональной студии, я могу их уверить, что ветер перемен уже давно дует сильно, и мы сможем вытащить звук на новый уровень. Я говорю это как владелец студии, но запись дома может иметь много преимуществ: я бы предпочел работать с качественной записью отличного исполнения, чем с отличной записью просто качественного исполнения!
У меня небольшая, но тщательно отобранная коллекция предусилителей и разных железок в моей студии, и работа над DIY записями других людей помогла мне оценить, какой кумулятивный эффект может дать запись через транзисторы, лампы и даже ленту к тому времени, когда вы достигнете стадия микширования проекта. Если вам интересно узнать немного больше о том, что происходит с этим материалом на техническом уровне, то я рекомендую прочитать глубокое погружение Хью Робджонса в эту тему несколько лет назад, которое можно бесплатно прочитать на веб-сайте SOS: www.soundonsound.com/techniques/analogue-warmth. Конечно, сейчас многие плагины настолько хороши, что вам не всегда нужно реальное оборудование, чтобы получить те же преимущества. Тем не менее, выбор правильных инструментов для проекта из огромного набора опций, охватывающих почти все аппаратные средства, использовавшиеся для создания музыки за последние 80 лет, может создать свои собственные проблемы, и простое подключение хорошего плагина не всегда приведет к ожидаемому эффекту.
Лучший совет, который я могу здесь дать, — это использовать свои уши и потратить время на то, чтобы познакомиться с этими программными инструментами, точно так же, как когда-то инженеры были вынуждены делать с аппаратным обеспечением: постарайтесь получить реальное представление о том, что добавляет каждый подключаемый плагин к звуку, или ноборот, не добавляет, и попытайтесь разработать более целенаправленный подход к использованию ваших «цваетастых» плагинов (окрашивающих звук) — на основе того, что вы узнали, а не на основе красивых графических интерфейсов или только на основе гайдов знаменитых инженеров. Иногда вы можете обнаружить, что сочетание определенных плагинов с дополнительными инструментами, такими как фильтры высоких и низких частот базового эквалайзера, может привести к более удовлетворительным результатам. Для этого конкретного микса я обнаружил, что фильтрация экстремально высоких и низких частот, когда я использовал плагин эмуляции ленты, очень убедительно воссоздала эффект использования моего внешнего аппаратного оборудования — настолько, что я работал над другими песнями этого проекта «в коробке» все 100% времени.
Перевод и локализация: Studio Day