Пост с форума SOS: Мне нужно настроить аналоговое оборудование для работы с цифровым звуком, встроенным в видеотрансляцию. Максимальный выход моего основного микшера составляет +26 dBu, но его выход идет на блок дилея/эквалайзера с максимальным выходным уровнем +21 dBu, а затем на систему распределения звука с максимальным выходным уровнем +22 dBu. В конце цепочки, как только сигнал оцифрован, я измеряю цифровым PPM-метром (Peak Program Meter).
Итак, я знаю, что мне нужно воспроизвести тон частотой 1 кГц в моем микшере, а мастер настроен на показания 0VU (+4 dBu) на его измерителях, и что затем я могу отрегулировать входные уровни задержки и системы распределения так, чтобы их измерители также показывали номинальные значения уровней. Я также знаю максимальный выходной уровень каждого элемента оборудования, и я предполагаю, что он должен равняться 0dBFS (цифровой клиппинг)… но все они разные! Итак, какое устройство должно быть, так сказать, моим «якорем», и какое значение dBFS мой цифровой PPM должен считывать в конце цепочки с этим тоном 1 кГц, 0VU с консоли?
Отвечает технический редактор SOS Хью Робджонс: Вы слишком много думаете об этом! Это действительно очень просто: вам просто нужно думать об аналоговой сигнальной цепочке в целом. Устройство, которое обрезает раньше всех, определяет максимальные возможности всей цепи, и это ваш блок дилея/эквалайзера на +21 dBu. Таким образом, если вы хотите, чтобы клип цифры был на том же уровне, что и аналог, +21 dBu будет максимально допустимым аналоговым пиковым уровнем. Референтный уровень вашей консоли (0VU) составляет +4dBu, что на 17dB ниже максимально допустимого пикового уровня, поэтому ваш тон 1 кГц на +4dBu должен быть выровнен, чтобы показывать -17dBFS на цифровом измерителе.
Однако, несмотря на то, что работать это будет, при чем на отлично, это «нестандартная» аналогово-цифровая настройка. Спецификация Европейского вещательного союза (EBU) требует, чтобы аналоговый референтный уровень соответствовал -18dBFS, что дает немного больший запас, чем предлагает ваша конфигурация. Причина, по которой EBU выбрал это явно неясное значение, связана с двумя факторами. Во-первых, поскольку вещательный звук по своей природе имеет тщательно контролируемый динамический диапазон, для него требуется лишь скромный запас хэдрума, а, во-вторых, аналоговый измеритель PPM, традиционно используемый для оценки уровней сигнала, преднамеренно занижает показания пиков, поэтому запас хэдруму должен учитывать этот факт.
Европейские вещатели традиционно работают с аналоговым эталонным уровнем 0 dBu, а пиковые значения программы не должны превышать +8 dBu (в Великобритании) или +9 dBu (в Европе), измеренные на аналоговом «квази-PPM» (измерителе пиковых программ) — критический факт, о котором часто забывают! То, что (по историческим причинам) q-PPM недо-считывает транзиенты не является проблемой в аналоговом мире, поскольку аналоговый уровень ограничения обычно значительно превышает +20 dBu. Но для цифрового преобразования EBU хотел поддерживать цифровой сигнал настолько высоким, насколько это практически возможно в цифровой среде, сохраняя при этом разумный запас хэдрума, чтобы приспособиться к любым высоким транзиентам. Выяснилось, что дополнительных 9 дБ запаса выше пикового уровня программы +9dBu оказалось достаточно, поэтому стандартное выравнивание EBU стало 0dBu = 18dBFS.
Если вы того пожелаете, вы можете добиться этого в своей системе, просто решив работать с вашей консолью с немного более низким эталонным уровнем 0 dBu вместо +4 dBu. Очевидно, что это также немного увеличило бы общий запас аналоговой системы и немного уменьшило бы соотношение сигнал/шум, но ограниченный динамический диапазон вещательного аудио означает, что на практике оба варианта не имеют значения. Вам придется либо игнорировать измерители громкости консоли, либо перекалибровать их так, чтобы 0VU = 0dBu. Однако, если вы используете референтный тон 0dBu и настроите цифровые преобразователи на 18dBFS, все будет работать так же, как и любая другая профессиональная вещательная установка.
Однако, возвращаясь к этому квази-PPM, важно иметь в виду, что когда вещательные компании подстраивают цифровые пики в -9dBFS, это относится только к установившимся тонам, а не к программному звуку — несмотря на то, что иногда пытаются заявлять некоторые отделы контроля качества! Эта цифра -9dBFS исходит из какой-то упрощенной математики без контекста. С выравниванием на -18dBFS аналоговая практика удержания пиков программы ниже +9dBu (+8dBu в Великобритании) может привести к цифровым пикам на 9dB выше -18, что составляет -9dBFS. Тем не менее, мантра «программные пики до +9dBu» относится к сигналу, просматриваемому на традиционном PPM и, как мы знаем, PPM преднамеренно занижают транзиенты. Цифровое выравнивание EBU -18dBFS специально обеспечивает запас хэдрума, чтобы справляться с переходными пиковыми сигналами, и цифровая система, очевидно, может без проблем обрабатывать сигналы вплоть до 0dBFS. Текущие требования к нормализации громкости в радиовещании гласят, что истинные пики не должны превышать ‑1dBTP, а небольшой запас хэдрума необходим просто для защиты от потенциальной ошибки в системах измерения true-peak (ТР).
Перевод и локализация: Studio Day