В рамках Недели звукозаписи 2024 года было принято опубликовать классическое интервью, посвященное выходу четвертого альбома Граймс Art Angels.
НЕДЕЛЯ ЗАПИСИ 2024 ГОДА: В 2015 году мы встретились с канадской художницей Клэр Буше, более известной как Граймс, в ее студии в Монреале, чтобы узнать больше о создании ее будущей классики Art Angels — амбициозного арт-поп-опуса, который помог Граймс обрести международное признание.
В статье много откровений о записях и ее собственный уникальный взгляд на искусство саунд дизайна...
Клэр Буше родилась и выросла в Ванкувере, Канада — она одна из немногих восходящих артистов, разрушающих барьеры между танцевальной музыкой, поп-музыкой и экспериментальной электроникой.
Возможно, тот факт, что Граймс думала, что никто никогда не послушает ее эксцентричный, своеобразный дебютный альбом 2010 года Geidi Primes, привел к его эксцентричной привлекательности. Более «полный» Halfaxa был выпущен позже в том же году и вызвал шквал позитива.
В 2012 году Граймс глубже погрузилась в глубины своего воображения с альбомом Visions, записанным полностью с использованием GarageBand и синтезатора Juno-G. По-видимому, ей нравится выставлять себя затворницей, страдающей бессонницей, выдавая странные цитаты о «направлении духов в определенные каналы», ее первый альбом для 4AD получил ярлыки «завораживающей, импрессионистской и «под которую невозможно танцевать».
С выпуском своего альбома Art Angels Граймс продолжает экспериментировать в пределах того, что считается средним электронным попом. Общение с восходящей звездой немедленно развеивает предположения СМИ о ее склонности поддаваться влиянию общественного мнения; вместо этого Граймс оказывается многогранно талантливым и в меру упрямым музыкантом с навязчивой страстью к саунд дизайну.
Когда вы поняли, что музыка — это именно ваш карьерный путь?
«Очень рано. Я выпустила пару пластинок и выступала на разогреве у артиста в Монреале, когда промоутер заплатил мне 275 долларов после шоу. Я подумала: «Я богата!», а затем просто бросила все остальное. В то время для меня это были такие большие деньги, что мне казалось очевидным, что я смогу построить карьеру в музыке. Так что это был определенно ключевой момент».
Вы назвали альбом Pretty Hate Machine группы Nine Inch Nails одним из самых влиятельных. Что вы взяли из него в моменте?
«Я бы сказала, что на меня больше повлияла The Downward Spiral. Это было для меня большим открытием. На самом деле, когда я была подростком-фанатом, я не осознавала, что Трент Резнор был не просто фронтменом. Я думала: «О, да, группа Nine Inch Nails», но не знала, что он был главным продюсером. Этот факт о нем стал для меня очень важным, потому что у него была такая сильная эстетика, а также он был фронтменом группы и занимался всем продюсированием и саунд дизайном».
Кажется, вы четко видите развитие от вашего дебютного альбома до Visions, но нас интересует – как именно вы развивались в это время?
«Я думаю, что я определенно учусь писать песни. С Halfaxa и Visions я создавала песни почти случайно. Когда я начинала, я буквально ничего не знала о музыке. Я не знала, что такое припев или что куплет ведет к припеву, а затем ко второму куплету. Мое понимание было более импрессионистским. Это было похоже на то, что да, я пишу музыку, но я не совсем понимаю, как она работает. Но к тому времени, как я добралась до Visions, я поняла, что написание песен и саунд-дизайн — это две разные вещи; вы можете потратить равное время на то и другое, и уровень саунд-дизайна может сделать песню лучше. После этого альбома я на самом деле думаю вернуться и сделать больше бесформенных вещей».
Многому ли вы научились за те короткие пять лет, что занимаетесь музыкой?
«Я много узнала о микрофонах. Сначала все записывалось через микрофон ноутбука, но к тому времени, как я подошла к записи Halfaxa, я одолжила чей-то интерфейс и пропустила вокал через него. Затем, в Visions, я также подключила клавиатуру к интерфейсу, и я постепенно узнавал о записи совершенно иного характера».
Каков был ваш подход в Art Angels?
«В альбоме, который я только что закончила, каждая песня — это песня, но мне также очень интересно делать инструментальные композиции. Я ценю простой саунд-дизайн и хочу больше времени уделять ему, но я нахожусь на определенном этапе своей карьеры, когда я делаю много шоу и фестивалей, и у вас должны быть песни для такого рода вещей. Но больше всего мне нравится инструментальная часть, например, создание битов и всего такого. Вокал — это стрессовая часть, потому что с вокалом нужно быть намного точнее. Если инструмент сильно не попадает в ритм, это звучать прикольно, но с вокалом это может просто раздражать».
Ваши альбомы звучат очень концептуально... Так ли это?
«В этот раз есть немного другой аспект. В прошлом году я посетила несколько буткемпов по сонграйтингу, где я писала для других людей, и знаете, если вы пишете с точки зрения кого-то другого, процесс намного проще. На вас гораздо меньше давления, и вы можете делать больше вещей вокально, чем вам было бы комфортно делать самостоятельно, потому что каким-то образом бремя с вас снимается. Если кто-то говорит: «Ненавижу» или «Я не могу поверить, что ты это сказал», то, ну, это с точки зрения кого-то другого — это не то, что я думаю! Я думаю, что этот подход действительно повлиял на мой скилл сонграйтинга. Кроме того, на этом альбоме я на самом деле училась играть на инструментах. Теперь я действительно могу сесть и написать песню на гитаре».
Насколько глубоко вы погружаетесь в элемент саунд дизайна?
«Я думаю, что аспект саунд дизайна действительно важен, хотя на Art Angels больше песен, чем на чем-либо, что я делала раньше. Если у вас есть отличный инструментальный хук, гораздо проще сделать на него вокал, чем если у вас есть дерьмовый инструментал. Песня уже написана, если у вас есть отличный инструментальный трек, поэтому я стараюсь делать инструменталы, которые дают мне ощущение отличного трека, еще до того, как я начинаю писать вокал — но это примерно один из десяти инструменталов».
Каков ваш подход к развитию идей?
«Лучшие песни получаются, когда я сильно расстроена чем-тол, поэтому, если мне плохо, я прихожу домой очень злая, многие мои песни рождаются из этого состояния. Обычно я сажусь и начинаю делать биты или инструментал и развиваю трек, чтобы он, как мне кажется, звучал круто и мелодично. «У меня также есть тетрадь, которую я держу у кровати и постоянно записываю всякую ерунду в течение дня. Если я вне дома, я делаю это на своем телефоне и позже переписываю это в тетрадь. Поэтому я просто пытаюсь найти что-то подходящее из своей тетради, что, по моему мнению, могло бы вписаться в тему, которую я собираюсь развивать. Иногда я пытаюсь придумать что-то мелодически клевое и дополнить словами, а иногда песня как бы уже есть заранее, но это редкость».
Как выглядит ваша рабочая среда?
«Я построила студию у себя дома. Она должна быть именно моей, потому что я пыталась работать в студиях пару раз, но за 200 баксов в час писать слишком тяжело, есть давление. Когда я у себя, я могу тратить столько времени, сколько хочу, на то, чтобы возиться и пробовать разные вещи, не беспокоясь о том, сколько это стоит за минуту. Основа студии — мой компьютер и USB-интерфейс Apogee Duet, который дублируется любым микрофоном, который я использую в данный момент. Сэмпл-паки важны; я создаю свои собственные и покупаю хорошие звуки барабанов, которые мне нравятся, и я также обычно использую синтезатор или гитару».
Я так вижу, что вы большой поклонник Ableton…
«Сейчас я использую Ableton, потому что мне нравится, что можно менять темп, сохранять тональность и просто питчить что-то. Ableton очень удобен для таких вещей, но он не очень хорош для вокала. Хотя в этот раз я записала большую часть вокала в Ableton, обычно я предпочитаю Logic, но мне не хотелось постоянно переключаться между ними».
То есть вы гибко подходите к использованию DAW?
«Я думаю, важно не придерживаться одних и тех же программ, потому что вы начинаете приобретать мышечную память. Я работаю в Pro Tools, потому что очень удобно передавать файлы Pro Tools микс-инженеру. Я спродюсировала альбом дома на Mac, но это первый альбом, который профессионально свели в другой студии. Когда я получила партии обратно, они звучали почти как живые; микширование добавило много пространства. Я, вероятно, использую слишком много компрессоров в своих материалах — я как бы пытаюсь создать эффект «БАМ!», пытаюсь втиснуть все.
«У меня также много файлов. Когда я заканчиваю с треком, там очень много слоев, поэтому сведение просто делает его более насыщенным и полным, и вокал не борется с гитарами. Это первый раз, когда я работаю с гитарами, и тот факт, что они конкурируют с вокалом, был для меня самой большой трудностью».
Перевод и локализация: Studio Day