Руководство для начинающих по семплированию с винила

Руководство для начинающих по семплированию с винила

Забудьте о YouTube-рипах в 128 кбит/с и лоу-файных плагинах – вот как надо сэмплировать по олд-скулу.

Когда в конце 1980-х сэмплеры впервые стали популярными, родилась новая эра в музыке. Оцифровка звука сделала возможным реалистичное моделирование акустических и электрических инструментов и дала беспомощным ящикам в рэках шанс - стать сносной копией передовых синтезаторов, по качеству звука сравнимых с целым шоурумом дорогущих устройств.

Однако действительно интересный поворот произошел в тот момент, когда музыканты начали семплировать записанную музыку, зацикливать, нарезать и “реконтекстуализировать” ее в совершенно новые произведения.

Вооружившись сэмплерами и грувбоксами от таких компаний, как Akai, Ensoniq и E-mu, новое поколение художников создавало классические произведения из пыльного винила, а «копание в ящиках» быстро стало любимым хобби ловких продюсеров и битмейкеров.

К середине 1990-х годов повсеместное распространение сэмплов винила в продакшнах, охватывающих радиоволны, привлекло внимание оригинальных артистов и, что особенно важно, крупных юридических отделов их звукозаписывающих компаний. За 30 лет сэмплирование превратилось в большой бизнес, а сложности юридического и справедливого распределения доходов от хита сделали сэмплирование с винила коварной территорией.

Такие сервисы, как Tracklib, приобрели взрывную популярность, так как они гарантируют исключить риск сэмплирования существующих записей с определенной структурой роялти для песен в их каталоге, также у них есть собственные «сэмпл-мейкеры», артисты, создающие музыку, специально предназначенную для использования в качестве компонента для других продюсеров и битмейкеров.

Не забываем: наша страсть к созданию музыки основана не на прибыли. Если вы пишете музыку, основанную на сэмплах, и никогда осторожно не опускали иглу на пластинку, вы упускаете мир вдохновения, радости и – потенциально, по крайней мере – эффекта молнии в бутылке.

Оборудование

Когда дело касается сэмплирования с винила, много оборудования не требуется. Вертушки стоят копейки, если, конечно, вам не нужен профессиональный аппарат для скретчинга. То есть, вам нужно самое главное – чтобы вертушка крутилась, и чтобы скорость можно было менять с 33 до 45 оборотов в минуту.

Точность вращения вертушки обычно заключается в минимизации эффекта «wow» и «flutter». Чем ниже цифры этих показателей, тем лучше. Большинство старых вертушек «из гаражей» будут в порядке, можно брать, если на слух по звуку нет претензий. DJ-ские вертушки имеют преимущество в виде слайдера pitch’а. На них можно корректировать скорость вращения, и подстраивать под бит в реальном времени.

Нет вертушек в округе? Numark PT01 USB вполне сгодится для новичков, звук выводится сразу по USB либо через RCA джеки.

Единственное – некоторые вертушки не имеют встроенного фонокорректора и им нужен дополнительный предусилитель, чтобы выходной уровень стал линейным. Поэтому стоит погуглить мануал устройства перед покупкой.

Не менее важный момент – съемные картриджи. Это очень хорошая тема, в том плане, что если, вдруг, вы найдете вертушку без съемных картриджей, то есть риск, что игла у неё уже в довольно посредственном состоянии. Со съемным картриджем же, стоит аккуратнее отнестись к настройке тонарма по балансу, так как есть риск быстрого износа как иглы, так и пластинки.

Записи

Это самый кайф. Виниловые пластинки бывают двух основных размеров и двух скоростей. 12-дюймовая пластинка обычно воспроизводится со скоростью 33 об/мин, если это альбом или EP, и со скоростью 45 об/мин, если это сингл. Чем быстрее вращается пластинка, тем больше информации в секунду сохраняется в ее канавках и, следовательно, теоретически тем лучше она может звучать.

Однако в скорости 33 об/мин нет ничего плохого — единственное, что следует особо отметить, это то, что если пластинка прессуется со звуком более 15-18 минут на каждой стороне, что достигается за счет более плотного наматывания спиральной канавки, которая направляет иглу на протяжении всей ее продолжительности, она начнет терять качество. Репрессы и компиляции, вмещающие как можно больше песен на один пресс винила, обычно заметно менее приятны для прослушивания, чем более объемно записанные оригиналы и синглы.

7-дюймовые пластинки обычно воспроизводятся со скоростью 45 об/мин и сделаны из более тонкого и дешевого винила, чем их 12-дюймовые аналоги. Они в основном использовались для синглов и считались более одноразовыми, чем «полноценные» 12-дюймовые пластинки. У них, как правило, смелый, громкий, передний звук, который отлично подходит для сэмплирования, даже если в них немного меньше деталей из-за меньших канавок.

Для пластинок есть третья скорость: 78 об/мин. 78 производятся на шеллаке, более жестком и тяжелом материале, чем винил, который использовался до Второй мировой войны. Большинство 78-х, которые вы найдете, напоминают довоенные звуки и методы записи, поэтому они отличаются по ощущениям, звуку и музыкальному стилю.

Все записи объединяет то, что они, по сути, являются расходными материалами. Физический процесс прохождения иглой по канавкам пластинки со временем начнет изнашивать пластинку, а неправильное обращение с винилом оставляет на ней грязь и царапины, которые будут слышны, а в худшем случае пластинку невозможно будет воспроизвести.

Если у вас есть пластинка, которая слишком сильно хрустит, мыльная вода и ткань из микрофибры смогут сотворить чудо и восстановить её. Удалите грязь из канавок для улучшения точности воспроизведения. Если винил «деформирован» или «выпушен», так что пластинка не будет ровно лежать на пластине проигрывателя, мало что можно сделать, чтобы спасти его.

Обычная мудрость, предлагающая попытаться прижать пластинку к тяжелым книгам или даже разогреть ее в духовке, в лучшем случае ничего не даст, а в худшем - уничтожит пластинку. Если вы все же решите поохотиться на записи с двузначными или трехзначными ценниками, вам определенно придется проверить их на предмет повреждений, прежде чем обменивать их на свои с трудом заработанные деньги.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Мелодии

Винил повсюду. В благотворительных и комиссионных магазинах почти наверняка где-то закопан один или два ящика, и это отличное место для выгодных покупок. Однако не ждите, что найдете новые копии классического произведения Ахмада Джамаля; радость от поиска записей во многом сводится к тому, что «будь что будет» — то, что вы найдете дешевле, чем стакан кофе. Соблазнительно тяготеть к соул- и джазовым отделам музыкального магазина, но одна копия признанного альбома в «очень хорошем состоянии» вполне может стоить столько же, сколько целая сумка, полная долларовых находок в секонд-хэнде.

Подходить к семплированию винила с намерением найти классику – ошибочно. Многие из величайших пластинок всех времен были созданы с использованием фрагментов детских пластинок, марширующих оркестров или фраз талантливого сессионного музыканта из 27-го альбома эстрадного певца (в том же году). Удовольствие от сэмплирования с винила исходит от возможности слушать огромные объемы музыки, которые вы никогда не сможете алгоритмически найти на Spotify, учитывая не только музыкальное содержание, но текстуру, запись и контекст звука.

Собственно сэмплирование

Тактильная природа винила делает сэмплирование по-настоящему органичным процессом. Когда игла на пластинке - играет то, что играет, быстро мотать фрагментами не выйдет. Раскручивайте пластинку быстрее, перематывайте пальцами, чтобы вернуться к тому, что зацепило ухо. Определенно есть что сказать о прослушивании песен целиком, но иногда вы просто знаете, что в этом нет необходимости.

Если есть возможность сэмплировать части песни с отдельными инструментами, то стоит так именно и поступить. Часто можно найти такие моменты, посмотрев на поверхности винил. Там, где кольца канавок выглядят более мелкими и менее плотными - находятся более тихие и менее загруженные участки песни, будь то барабанные брейки или инструментальные соло.

Во многих стереозаписях используются очень широкие методы формирования изображения, и нередко можно обнаружить, что один инструмент почти полностью изолирован в левом канале, а барабаны — в правом. Разделите их в своем семплере, и внезапно у вас появится доступ к отдельным дорожкам! Если это окажется трудным, то на рынке имеется множество программ для разделения стемов (как бесплатных, так и платных), которые могут сделать всю работу за вас, отделив отдельные инструменты из полного микса.

Сэмплирование винила вынудит вас стать коллекционером. Записывайте, откуда вы что-то взяли, для дальнейшего использования — по крайней мере, будет интересно оглянуться назад, но, если вы в конечном итоге заинтересуете лейбл своей музыкой, они точно захотят это узнать для юридических вопросов. Независимо от того, даете ли вы имена своим файлам, трекам или целым проектам с помощью сэмплов, в конечном итоге эти несколько секунд окупятся.

Советы

Музыка, записанная на виниловых пластинках, обладает неоспоримым «вайбом». Создатели сэмплов подражают этому звуку, часто до стилизации: спад высоких частот, нестабильность высоты тона и энергичная, сжатая динамика.

На самом деле сэмплирование винила настроит вас на то, что на самом деле создает эти характеристики, причем нестабильность часто возникает из-за магнитных записей, с которых были отпечатаны песни, а не из-за скорости вашего проигрывателя (и в значительно менее очевидной степени, чем часто придают плагины, имитирующие нестабильность питча, такие как RC-20 Retro Color от XLN Audio), а панчевый звук больше исходит от семплера, чем от самого винила.

Многие классические сэмплеры имели разрешение менее 16-бит и имели электронику, которая приятным образом сжимала динамику входного сигнала. Если вам посчастливилось иметь оригинальный 12-битный сэмплер, такой как E-Mu SP1200 или Akai MPC 60, не бойтесь работать ушами, а не измерителями, и записывайте в «горячем режиме». Если вы более современны в своем подходе, биткрашеры, такие как Decimort 2 от D16, могут помочь приблизиться к эффекту сжатого, «переднего» звука.

Другой звук, вызванный сэмплером, связанный с винилом, - это зернистый, искаженный звук, создаваемый сэмплерами с низкой частотой дискретизации, особенно когда их элементарные алгоритмы повторно семплируют и регулируют питч и скорость. Узнаваемый звук SP1200 подчеркивается классической техникой, которая позволяет выжать максимум из 10-секундного времени семплирования: запись сэмплов при проигрывании проигрывателя со скоростью 45, а затем понижение их питча в сэмплере. Это растягивает сэмплы и создает восхитительный, сдавленный тон.

Если вы являетесь пользователем Native Instruments Maschine, вы можете создать эффект этой техники с помощью движка SP1200 — это не просто эффект дробления битов, это довольно эффективная копия того, как SP1200 ведет себя при питче и фильтрации сэмплов. Имейте в виду, что эта техника и другие, такие как узнаваемое чрезмерное растяжение времени в ранних сэмплерах Akai, возникли из необходимости и находчивости. Экспериментируя с тем, как ваш сэмплер влияет на семплы, которые вы в него загоняете, когда используете его нетрадиционными способами, вы можете получить свой собственный уникальный звук.

Необходимость учитывать время сэмплирования значительно снижается в современных грувбоксах и сэмплерах и практически полностью устраняется с помощью DAW и плагинов. Однако есть что сказать об избирательности и решительности при сэмплировании, а сэмплирование с винила привносит в наше создание музыки преднамеренность, которая теряется, если перетащить целые треки в плагин и позволить ему автоматически нарезать их для нас.

Воспользуйтесь этим более осознанным способом отбора сэмплов, и кто знает, возможно, вы станете следующим Fatboy Slim или Nujabes. По крайней мере, сэмплирование винила даст вам более широкий и разнообразный кругозор и что-то тактильное, что принесет вам удовольствие в процессе создания музыки. Это беспроигрышный вариант.

Оригинал: https://www.musicradar.com/news/vinyl-sampling-beginners-guide

Перевод и локализация: Studio Day

К списку новостей Следующая новость