Я уже рассказывал о правилах студийного этикета, но они были в основном для самого процесса сессии звукозаписи. Если сессия закончилась, это не значит, что пришел конец и этикету, как иллюстрирует этот отрывок из книги The Studio Musician’s Handbook (написанной вместе с выдающимся студийным басистом Paul ILL).
Вполне естественно развивать отношения с людьми, которых вы встречаете на сессиях, но убедитесь, что вы не растопыриваете перья в своих благородных попытках завести новых друзей или найти больше работы. Ваша задача – сделать так, чтобы вас позвали на следующую сессию, и вы хотите, чтобы команда, с которой вы только что работали, рекомендовала вас на другие проекты.
• После того, как ваши дорожки записаны и вы искупались в комплиментах во время прослушивания результатов, дайте знать тому, кто вас нанял, или вашему контактному лицу, как вам понравился опыт и как сильно вы хотели бы поработать над подобными проектами снова.
• Не забывайте уважать иерархию в студии и будьте осторожны, не разрушайте установленные отношения в группах людей. Если вы только что закончили запись синтезатора для продюсера, но его инженер устроил вам эту сессию, лучшим вариантом будет поблагодарить инженера за рекомендацию в то время, когда продюсер присутствует рядом. Затем дайте им обоим знать, что вы доступны для дальнейшей работы. Вы сразу поймете, когда можно потусоваться или когда вам лучше уйти и не мешать.
• Будьте осторожны, не стоит быть слишком дружелюбными с персоналом. Это может быть неправильно истолковано и аукнуться вам позже, когда настанет момент указать на чей-то косяк и вы заставите кого-то почувствовать себя хоть немного неловко.
• Не стоит навязывать своих друзей на проекты, даже если они хорошие профессионалы. Общее практическое правило — рекомендуйте кого-то только тогда, когда вас просят порекомендовать исполнителя или певца для работы. Если вы хороши в том, что делаете, и действуете профессионально, продюсеры, артисты, подрядчики, инженеры и менеджеры неизбежно попросят у вас рекомендаций, и тогда у вас будет достаточно возможностей создать свою собственную «Команду А».
• Среди записывающихся музыкантов можно быстро завести друзей и завязать крепкие связи. Часто появляется чувство «семьи», и совершенно уместно проводить время и общаться после сессий. Записывающиеся музыканты часто в конечном итоге отправляются в турне или проводят медиа-промо-конференции с артистами, для которых они делали записи, и могут сформироваться крепкие связи до конца жизни. Просто не забывайте людей, которые создают эти возможности, помните, что они для вас сделали.
Всегда полезно связаться после сессии по телефону или электронной почте, чтобы просто оставаться друг у друга на «радаре». Многие успешные музыканты, занимающиеся записью, предоставляют услугу «обратных звонков» бесплатно или по сниженной ставке. Это могут быть какие-то короткие сессии, где нужно «быстренько кое-что подправить», они требуют мало или вообще не требуют логистических хлопот и обычно занимают всего несколько минут. И хорошо бы убедиться, что ваши постоянные работодатели знают, когда вы доступны, особенно если вы гастролирующий музыкант.
Перевод и локализация: Studio Day