DIY мастеринг – это несложно

DIY мастеринг – это несложно

Автор: Эдди Бэзил

DIY мастеринг – это несложно (Часть 1), изображение №1



Работа с тональностью в домашних условиях – самый серьезный вызов для любого инженера. К счастью, здесь могут помочь плагины типа “profiling EQ”.

Хорошего инженера всегда тяжело найти, но более того, не у всех из нас есть возможность его нанять. Домашний мастеринг – дело довольно сомнительное, но в этой статье я расскажу о тактиках корректирующего EQ, которые поднимут Ваш мастеринг на уровень выше. Эти тактики в наши дни очень хорошо применимы ко многим жанрам EDM, и также я видел, как их используют в современном коммерческом хип-хопе (или, как я его называю – хип-попе). В теории вам ничего не мешает применить эти приемы и в других жанрах.

Розовый шум

Концептуально, подход схож с техникой «розового шума», которую я описывал в одной статье SOS в декабре 2014 года. Хотя, конечно же, имеются некоторые модификации. Для новичков: мы изменяем баланс всего стерео микса при помощи EQ, вместо подстраивания баланса на каждом канале/фейдере. Другая хорошая новость заключается в том, что вам не придется подвергать уши прямым «всплескам» этого розового шума долго. Вместо этого, мы будем использовать “профильный EQ”, чтобы захватить огибающую референса этого шума. Можно даже заглушить мониторы в момент, когда придется это делать. На этом этапе мы уже завершаем работу над треком, а не готовим его к сведению, именно поэтому от ваших ушей требуется немного больше, чем обычно. Имейте в виду, что мы не просто подгоняем ваш трек под профиль розового шума, мы используем его в качестве отправной точки для создания хорошего баланса. Кроме эквализации, я предложу вам еще пару щепоток волшебной пыли, при чем эта пыль не замутнит микс!

Вам понадобится хороший плагин-эквалайзер. С анализатором АЧХ на борту, а также в нем должна быть функция захвата и отображения кривой референса, и функция корректирующего эквалайзера для того, чтобы «уложить» всё в спектральный баланс отображенного на экране референса. В природе довольно много таких эквалайзеров, в том числе: эквалайзер Voxengo Curve (поставляется в комплекте с Cubase Pro, но также продается для использования с другими DAW); в Logic Pro есть Match EQ; MAutoEqualizer от Melda Production и Nova GE от Tokyo Dawn Labs (в бесплатной версии без GE эта функция отсутствует). Я уверен, что есть и другие. На сегодняшний день моим любимым инструментом для этой конкретной техники является превосходный Pro Q 2 от FabFilter. Он не только имеет несколько элегантных функций, которые упрощают работу, но также имеет прекрасный, лаконичный, масштабируемый графический интерфейс, который делает его идеальным для демонстрационных целей.

Вам также понадобится источник розового шума. Большинство DAW имеют на борту подходящий тестовый тон или генератор шума, но если нет, вы можете взять MFreeFXBundle от Melda, который включает в себя их MNoiseGenerator. И, конечно же, вам понадобится хороший, честный мониторинг, когда вы уточняете результаты. Если акустика вашей микшерной комнаты не соответствует стандарту, я считаю, что вполне сгодятся и хорошие наушники.

Шаг за шагом

С подготовкой всё. Я проведу вас шаг за шагом на примере трека Шейна Хопкинца «Trouble». Несмотря на то, я использую FabFilter Pro Q 2 и Cubase, вы сможете адаптировать мои инструкции под другие инструменты и DAW.

Сперва вам нужно будет захватить профиль розового шума в свой эквалайзер — хотя, если вы используете Nova GE от Tokyo Dawn Labs, обратите внимание, что в него встроена удобная функция «match pink». Вот как это сделать в Pro Q 2:

Чтобы настроить Pro Q 2 для захвата профиля источника розового шума, откройте окно настроек Analyzer.

Чтобы настроить Pro Q 2 для захвата профиля источника розового шума, откройте окно настроек Analyzer.

1. Вставьте плагин генератора шума на стереодорожку в вашей DAW. Можно пока что заглушить его выход или пустить его байпасом, чтобы сохранить ваши уши.

2. Поместите Pro Q 2 в следующий слот инсерта и откройте раздел «Анализатор», который вы найдете в нижней части графического интерфейса по умолчанию, около области 2 кГц: наведите курсор на него, чтобы открыть маленькое всплывающее окно настроек анализатора. Если хотите, вы можете установить для параметра Tilt значение 3 дБ/окт, при этом розовый шум будет отображаться в виде горизонтальной линии, с которой некоторым людям проще работать. Лично я предпочитаю, чтобы он был естественным, на уровне 0 дБ/окт. Что бы вы ни использовали, важно придерживаться этой настройке в Pro Q 2, так как если вы измените этот «наклон» (tilt) позже при эквализации, ваша кривая референса не будет меняться вместе с ним!

3. Вы также можете установить скорость анализатора; чем медленнее, тем более плавную кривую вы получите (настройка по умолчанию обычно хорошо работает для розового шума).

4. Сохраните диапазон от 20 Гц до 20 кГц по умолчанию для графического интерфейса, а также обратите внимание на шкалу оси Y. Установите сначала что-то вроде ±30 дБ, так как некоторые из начальных настроек могут быть немного дикими (я расскажу об этом позже), а затем увеличьте масштаб до чего-то более похожего на ±6 дБ или ±3 дБ при точной настройке результатов. Чтобы изменить этот параметр, щелкните значение дБ в правом верхнем углу графического интерфейса.

5. Включите генератор розового шума на вменяемом для вас уровне. Начните с чего-то вроде -20dBFS и повышайте уровень, но убедитесь, что вы оставляете достаточно хэдрума для других процессов позже. Для трека Шейна у меня получилось -9 дБ.

6. В настройках анализатора Pro Q 2 нажмите кнопку EQ Match. Анализатор будет прыгать в течение первой секунды или около того. Подождите, пока он успокоится, а затем в раскрывающемся списке «Reference» выберите «Save Input As Reference Spectrum» и дайте ему нормальное название, например «Розовый шум».

Поздравляем! Ваш первый профиль розового шума теперь можно быстро включать в любом проекте. Прежде чем двигаться дальше, стоит создать небольшую библиотеку вариаций этой эталонной кривой, применяя tilt к розовому шуму при захвате референса. Чтобы получить более яркую целевую кривую в Pro Q 2, можно захватить шум с тильтом анализатора, установленного на 1,5, 3 и 4,5 дБ/октаву, а затем вернуть настройку на 0 дБ/октаву в момент эквализации. (Для других эквалайзеров, которые так не умеют, можно сделать что-то подобное, поместив плагин эквалайзера с тильтом после источника шума — подробнее об эквалайзерах с тильтом позже). Вы также можете «слямзить» примерный отклик любимых фрагментов хорошо сбалансированных коммерческих треков, но важно отметить, что ваш референсный трек должен иметь такую же энергию и темп, что и трек, который вы обрабатываете — если в одном треке четыре бочки в сильные доли такта, а в другом только два, например, или одна дорожка со скоростью 95 ударов в минуту, а другая со скоростью 135 ударов в минуту, энергия ударов будет сильно искажать отклик. В EDM я часто вижу, что кривая 1,5 дБ/окт работает хорошо, но лучший вариант варьируется от трека к треку и от жанра к жанру. Когда вы освоите эту технику, попробуйте несколько разных кривых и посмотрите, как у вас получится.

Подгон

Теперь пришло время поработать над треком, который вы хотите отмастерить. Вам нужно будет зациклить подходящую часть песни; Я начинаю с припева или с самой загруженной части, потому что она обычно лучше отражает общий баланс микса, чем более тихая и динамичная часть. Позже вы сможете сверить свои изменения с другими частями песни, и при необходимости внести уточнения.

Также очень важно убедиться, что ваш материал и референсная кривая розового шума в целом находятся на одном и том же среднем уровне. Если вы этого не сделаете, Match EQ создаст безбожно сильные бусты и вырезы. Можно сделать это прямо во время проигрывания вашего трека, отрегулировав clip gain, input gain канала или плагин обрезки (trim plug-in) (размещенный до Pro Q 2), глядя на анализатор Pro Q 2 с выбранной референсной кривой розового шума. Вам должно быть видно три кривые в главном графическом интерфейсе — ваш трек, статическую референсную кривую розового шума и кривую «коррекции», представляющую собой эквализацию, которую необходимо применить к материалу, чтобы привести его в соответствие с референсом. Отрегулируйте уровень вашего трека, как описано выше. Не обращайте внимания на пики и впадины, которые отклоняются от среднего значения: должно быть достаточно выровнять конец баса так, чтобы его средние пики находились в пределах 1 или 2 дБ от линии. Если вы примените некоторые из ваших различных профилей розового шума, вы обнаружите, что один из них больше соответствует «графическому отклику» вашего микса, чем другие. После того, как мы пройдем этот этап, пора браться за настоящую эквализацию:

Большинство DAW имеют на борту подходящий генератор розового шума. Здесь я использовал встроенный в Cubase Test Generator.

Большинство DAW имеют на борту подходящий генератор розового шума. Здесь я использовал встроенный в Cubase Test Generator.

1. Во время воспроизведения трека нажмите кнопку Match. Pro Q 2 применит корректирующую кривую к источнику. И как по волшебству результат будет звучать ужасно! Но не волнуйтесь: мы еще не закончили, и средство Match наметило точки для эквализации в наиболее полезных частях спектра.

2. Всплывающее окно внизу должно стать ползунком, с помощью которого вы можете указать Pro Q 2 сколько нужно отображать точек эквализации, больше или меньше. У вас их может быть до 24, смотрите сами; около 15 штук должно стать хорошей отправной точкой (с некоторыми эквалайзерами вам придется обойтись меньшим количеством).

3. Поскольку мы не ограничивали полосу пропускания розового шума (что вы, кстати, можете попробовать самостоятельно при создании библиотеки референсов), алгоритм Match значительно перекомпенсировал верхние и нижние края микса, где обычно очень мало чего происходит — нам не нужны резкие подъемы ниже 20Гц и выше 16-18кГц! Чтобы исправить это, просто удалите точки с самой высокой и самой низкой частотой (щелкните точку правой кнопкой мыши и выберите «Отключить» или «Удалить»). Когда они исчезнут, вы можете немного приблизить визуально ось Y.

4. Теперь все должно начать звучать немного лучше, но работа еще есть, поэтому следующий шаг — балансировка и сглаживание отклика: по сути - уменьшение, по вкусу, количества корректировок, которые применятся позже. Некоторые эквалайзеры предлагают управление влажным/сухим звуком, но такие изменения не всегда отображаются в графическом интерфейсе эквалайзера. В Pro Q 2 выделите все точки/полосы и используйте плавающую ручку Gain, чтобы сгладить отклик: поверните ее в одну сторону, и срезы будут усилены, а усиления ослабнут; поверните в другую – и эффект будет противоположным.

Первоначальный результат обработки Match будет звучать ужасно из-за огромных усилений вверху и внизу, поэтому удалите самые высокие и самые низкие усиления.

Первоначальный результат обработки Match будет звучать ужасно из-за огромных усилений вверху и внизу, поэтому удалите самые высокие и самые низкие усиления.

Вот и пришла пора включать уши и собственное суждение. Конечно, все зависит от материала, но скорее всего, вы будете работать в диапазоне усиления/ослабления кривой эквалайзера в пределах ±3 дБ, а возможно, и меньше. Как закончите, измените диапазон отображения на ± 3 дБ, чтобы отклик стало видно точнее. Это поможет нам, на следующем этапе.

Теперь немного серьезного микроредактирования, чтобы пофиксить кривую в свете того, что мы можем слышать ушами в условиях своего мониторинга. Я склонен все время мыслить в контексте соседних полос, ведь буст или вырез в любом месте сразу же повлияет на них. На снимках экрана видно, что даже после удаления начального дикого усиления на низких частотах диапазон 10–30 Гц по-прежнему остается очень высоким по сравнению с областью 50 Гц. Поэтому я создал фильтр низких частот на уровне 25-30 Гц и сузил Q (полосу пропускания) для полосы «по соседству». Важно внимательно слушать, делая такого рода движения — здесь я сосредоточился на том, как на энергию бочки влияют мои действия, в частности на низкие частоты микса в целом. Сделав работу в этой области, я сравнил его с неотмастеренным миксом — все звучало гораздо лучше, сбалансировано и намного плотнее на низах.

Более продвинутые трюки

Попробуйте вслушаться в различные ключевые элементы в миксе, точки эквализации как раз должны помочь исправить недостатки в пределах пары децибел. Например, если малый барабан звучит немного «коробочно», подвигайте точку в районе низа мид-рейнджа, это должно помочь. Так как это уже сведенный трек, все эти движения повлияют и на другие элементы, поэтому здесь поможет один продвинутый трюк, имеющийся в Pro Q 2: режим Mid / Sides, его можно активировать, щелкнув на слова Left/Right внизу, затем правой кнопкой мыши по точке и выбрав Stereo Placement/Mid. Теперь эта полоса будет воздействовать только на сигнал в диапазоне Mid, что позволит вам, скажем, настроить малый барабан, панорамированный по центру, не затрагивая гитарные или клавишные партии, панорамированные в одну сторону. Каким бы чудесным этот прием ни был, следите за побочным эффектом, в частности, для ведущего вокала.

В зависимости от ваших навыков прослушивания и уровня уверенности в своих действиях, вы можете использовать различные аспекты настройки микса. Но я предлагаю вам не заходить слишком далеко, и не экспериментировать слишком сильно — все придет с опытом — очень легко на эмоциях в последствии решить, что все было зря, так что аккуратнее! Сосредоточьтесь на том, чего вы пытаетесь достичь: на коррекции общего баланса микса. Если кажется, что вы слишком много на себя берете и микс только становится хуже, подумайте о том, чтобы чуть позже вернуться к нему и послушать свежими ушами и покрутить ручки еще разок.

После эквализации

Ранее я упоминал, что мы добавим щепотку магии, и да, на самом деле есть парочка простых техник, чтобы «вдохнуть жизнь» в микс.

Звучит ли микс так же широко, как вы хотели изначально? Если на этот вопрос ответить не получается, попробуйте сравнить свой микс с референсами. Если становится понятно, что надо сделать микс уже или шире, избегайте слишком сложных плагинов. Все, что добавляет задержки или сдвиг фазы может создать большие проблемы в миксе при прослушивании в моно. Можно использовать плагин с Mid/Side функцией, чтобы смещать баланс сигналов Mid и Side: чем больше сигнал Sides по сравнению с Mid, тем шире будет казаться микс, и монофонический микс не будет страдать. Я часто использую для этого бесплатный плагин Voxengo MSED, но эта функция встроена также и в Pro Q 2: установите режим каналов на Mid/Sides (если вы еще этого не сделали), затем в нижней части графического интерфейса, наведите указатель мыши на число рядом с областью 10 кГц (настройка по умолчанию будет читать «100%»). Появится двойной концентрический регулятор (одна крутилка в центре, вторая на внешнем кольце), внутренний из которых определяет общий уровень выходного сигнала, а внешний — баланс между средним и боковым каналами.

Один из моих любимых приемов —усилитель гармоник («exciter») для энергии как в низких, так и в средних частотах микса. Самые низкие и самые высокие частоты обычно не подходят для такой обработки на данном этапе, и о них действительно следовало бы позаботиться в процессе эквализации. Одним из следствий эквализации стереофайла является то, что они неизбежно влияют на более чем один элемент в миксе, и вы не можете легко компенсировать вырезы бустами — они сведут на нет то, чего вы достигли! Эксайтер, тем не менее, добавляет новую информацию в частоты, а не усиливает уже имеющиеся, поэтому иногда он может хорошо дополнить звук.

На этом скриншоте - окончательная кривая эквалайзера, примененная к треку Шейна (после хай-пасс фильтра и ручной настройки выбранных точек) и оставшаяся часть цепочки мастеринга.

На этом скриншоте - окончательная кривая эквалайзера, примененная к треку Шейна (после хай-пасс фильтра и ручной настройки выбранных точек) и оставшаяся часть цепочки мастеринга.

На скриншоте вы можете увидеть цепочку сигналов, которую я использовал на треке Шейна; Обратите внимание, что эксайтер (удобный небольшой бесплатный плагин VST/AU от Fine Cut Bodies, под названием La Petite Excite) расположен после Pro Q 2, но перед Softube TLA Leveling Amp. Этот эксайтер имеет очень простой дизайн, всего две полосы и функцию сглаживания «CV» — не смотрите на функции согласования уровня и шумового порога. Крутите очень аккуратно; неуклюжее использование эксайтеров — путь к хрупко звучащему, расхлябанному миксу! Хитрость происходит в том, чтобы переключаться между Pro Q 2 и эксайтером до тех пор, пока не будет достигнут баланс между низким и средним диапазоном. (Для некоторых жанров, особенно плотно сведенных рок-композиций, можно использовать более сложные эксайтеры, в которых можно управлять нужными частотами более тонко).

Наличие TLA 100 после эксайтера дает нам еще один уровень мягкого сглаживания; Если вы найдете правильный баланс между Gain и Gain Reduction, то яркий «кач» будет слышен на протяжении всего микса.

Окончательные поправки к балансу

Заключительный этап, который я делаю со всеми своими миксами, это пропустить трек через Pro Q 2 с тильтовым эквалайзером в качестве инструмента балансировки. Этот очень простой метод требует только одной точки в эквалайзере, настроенной на тильт (щелкните правой кнопкой мыши точку полосы и выберите Shape/Tilt Shelf), в «точке оси» вашего микса. Точка оси или «поворот» — это частота, вокруг которой мы наклоним всю АЧХ. Частота, которую вы должны выбрать, очень зависит от распределения энергии трека по всему спектру. Если лоу-энд находится в основном где-то в районе 40 Гц, а верха торчат около 16 кГц, ось будет где-то посередине. Я склонен обращать внимание на низы в первую очередь, потому что во всех жанрах, в которых я работаю, преобладают низкие частоты (научиться управлять низами в EDM и хип-попе — это венец продакшна!). Для этого примера я использовал анализатор спектра в качестве гида, поместив точку тильта там, где нижний предел падает до мид-рейнджа, как показано на снимке экрана.

В качестве последнего штриха, поэкспериментируйте с фильтром тильта Pro Q 2, чтобы увидеть, будет ли трек звучать лучше, ярче или темнее. Очень важно найти правильную опорную частоту, и она определяется материалом. Также обратите внимание, что отображаемые здесь настройки довольно радикальны и не были финальными!



В качестве последнего штриха, поэкспериментируйте с фильтром тильта Pro Q 2, чтобы увидеть, будет ли трек звучать лучше, ярче или темнее. Очень важно найти правильную опорную частоту, и она определяется материалом. Также обратите внимание, что отображаемые здесь настройки довольно радикальны и не были финальными!

Вы можете использовать тот же экземпляр Pro Q 2, и тильт будет регулировать положение других точек. Но если вам неудобно использовать ту же АЧХ эквалайзера, просто поместите еще один экземпляр Pro Q 2 в конец цепочки сигналов и создайте новую точку прямо посередине. Выбрав точку для тильта, вы можете либо увеличить Q (взять ручку Q и увеличить/уменьшить), либо покрутить ручку Gain. Это позволит вам прослушивать в режиме реального времени то, что происходит с балансом между низкими и высокими частотами трека. Середина, как правило, звучит неизменно и должна звучать довольно хорошо в результате сопоставления профилей и ручных правок, которые вы сделали. Если у вас нет Pro Q 2 или хочется получить доступ к более подробным функциям тильтового эквалайзера, я предлагаю попробовать TDR Slick EQ от Tokyo Dawn Labs или Tonelux Tilt от Softube.

Финальные мысли

Этот простой, хорошо продуманный подход использует только три или четыре (если вы включаете балансировку тильта) этапа обработки и дает вам гектары свободы. Прелесть его в том, что вы можете свободно настраивать каждый этап в свете других, делая все более тонкие настройки. Хотя хороший мастеринг-инженер и добьется большего, я все равно считаю, что этот подход помогает мне довести любую демку до очень достойного звука.

Спасибо Shane Hopkinz за использование его трека Trouble. Посетите страницу Шейна в Soundcloud, если хотите поддержать этого талантливого молодого человека:

https://soundcloud.com/shanehopkinz

Ссылка на архив с аудиофайлами: https://dt7v1i9vyp3mf.cloudfront.net/assetlibrary/d/diy-mastering-1117.zip?DLwaRaSjsme7Qdyp2MUEY2DThuWT8PVT

Перевод и локализация: Studio Day


К списку новостей Следующая новость