5 причин потратить больше денег на ваши студийные мониторы

5 причин потратить больше денег на ваши студийные мониторы
5 причин потратить больше денег на ваши студийные мониторы, изображение №1

Это просто динамики, верно? И, разумеется, эти блестящие студийные приборы, классические аналоговые синтезаторы, винтажные гитары и легендарные приборы внешней обработки гораздо важнее для вашей работы, чем эта пара «колонок», да?

Нет, и снова нет!

Студийные мониторы, возможно, не так уж сильно эволюционировали в своей технологии – это просто набор драйверов, толкающих молекулы воздуха перед собой в диапазоне частот, которые ваши уши могут воспринять. Но отличная пара таких штук может рассказать вам больше, чем Найл Роджерс и Квинси Джонс. А что же с дешёвыми версиями? Что ж, такие могут с лёгкостью разрушить ваш микс.

Единственная проблема состоит в том, что 99% «крутых» студийных мониторов стоят огромных денег, и мы реально говорим про ОГРОМНЫЕ деньги. А самое страшное – в 99% случаев они их стоят.

1. Вы платите за честность

Всё сходится к тому, насколько честна пара мониторов перед вами.

Если они говорят, что бас дряблый, то вы сможете с этим что-то сделать. Если же мониторы усиливают бас, окрашивая звук (как это делают дешёвые потребительские Hi-Fi модели), то вы сделаете такой звук тише, а результат? Такой микс будет почти без баса, на какой бы системе вы его не поставили.

Производители тратят многие годы на разработку моделей громкоговорителей с честным откликом на всех частотах, что на бумаге формально указывает на линейность системы в рабочем диапазоне

5 причин потратить больше денег на ваши студийные мониторы, изображение №2

Взгляните на уровень сигнала в dB (по оси Y) на разных частотах (ось X), он должен быть одинаковым от низких до высоких частот. Все провалы указывают на плохой отклик в соответствующем диапазон; все пики – уровень сигнала громче необходимого. Можно справедливо заявить, что в дешёвых Hi-Fi моделях мы, несомненно, увидим «горб» в басовом регистре на их графике.

Тяжело найти по-настоящему линейную систему, но рецепт есть, и вот в чём загвоздка – чем больше денег вы готовы отдать за систему, тем ровнее она будет. Вы можете легко дать оценку частотной характеристике и узнать рабочий диапазон, просто заглянув в спецификацию к оборудованию. Но обычно там есть пометка «+/- X dB», где X это погрешность в большую или меньшую сторону, колебания в линейности АЧХ, если хотите. Меньше 3dB хорошо.

2. Широкий диапазон стоит денег

Следующее – это диапазон частот, которые громкоговорители способны воспроизвести: чем шире, тем лучше. Лучшие модели способны опускаться до глубин человеческого восприятия (20Hz – нижний порог слышимости) и подниматься по частотному диапазону далеко дальше человеческих возможностей после 20 000Hz (20 000Hz верхний порог слышимости)

Почему мы должны беспокоиться о превышении человеческого диапазона? Это сложно, но инженеры начинают соглашаться, что чем выше вы поднимаетесь, тем большее влияние вы получаете на фактические частоты, которые мы слышим. Вкратце, чем шире диапазон мониторов, тем лучше.

Эта дополнительная стоимость выражается в двух основных формах, и обе связаны с драйверами, этими круглыми штуками, которые в вас играют. Чем ниже частота, тем больше драйвер и, как правило, сам монитор. Некоторые динамики уходят от того, чтобы быть большими, но всё ещё дают хороший отклик в нижних частотах, будучи подключенными к сабвуферу, который можно удобно разместить в стороне. Сабвуфер увеличивает нижний диапазон и может быть размещён в центре системы.

Ещё одна вещь, которая увеличивает стоимость – это просто наличие трёх драйверов в одном мониторе вместо двух, как мы можем наблюдать в более доступных системах. Третий, как правило, является средним драйвером, которых работает в среднечастотном диапазоне.

Это не значит, что 2-полосные системы не покрывают «середину», но некоторые модели имеют провал в средних частотах. Трёхполосные системы выравнивают это, соединяя точки между вуфером (НЧ-драйвер) и твитером (ВЧ-драйвер). Таким образом, 3-полосные решения, как правило, дают полную картину. Третий драйвер так же означает, что вуфер и твитер не перекрывают друг друга с точки зрения их частотной характеристики (диапазона частот кроссовера), что в свою очередь приводит к меньшей фазировке между ними (нежелательные пики и провалы в общей характеристике монитора).

Таким образом, ваши идеальные и дорогие динамики должны быть честными и, вероятно, иметь больше драйверов, чем вы рассчитывали.

3. Дизайн стоит денег?

Ещё один аспект, который следует учитывать, – это дизайн самого корпуса и мест посадки драйверов. Уже давно прошли те времена, когда можно было установить динамик в деревянную коробку и направить их в уши слушателя. Все виды технологий теперь вступают в игру с дизайном корпуса для монитора – всё это для того, чтобы сделать звук более точным и с более широким углом раскрытия для слушателя.

Давайте сперва поговорим о «сладком местечке» (дословный перевод термина «Sweet spot»). Это точка, в которой вы слушаете пару мониторов, и то, что вы слышите является максимально точной картиной, звучащей из динамиков. В широком (очень широком) смысле это место должно быть в третьей точке равностороннего треугольника, когда вы равноудалены от каждого монитора, как и они друг от друга.

По мере того, как вы удаляетесь от этой зоны, звук от динамиков доходит к вам в разное время, что вызывает смещение оси направленности звука (или окраску кроссовером), а это понижает качество прослушивания. Соответственно, производители разработали динамики, которые обеспечивают более широкую зону для больших помещений, где может находиться много людей, или большую свободу в вашей позиции прослушивания.

Одно из этих нововведений называется соосной или коаксиальной (axis – ось, coaxial – соосный) конструкцией, где один из драйверов (ВЧ или СЧ) помещаются над НЧ-динамиком, так что он эффективно сидит «внутри» него. Это означает, что они находятся на одной оси. Так, если двигаться влево-вправо, вы получите меньше окраски от смещения положения. В основном это помогает расширить позицию, в которой вы можете слушать свои миксы.

Другие конструкции кабинета также могут помочь, например с дефлекторными конструкциями, помогающими рассеивать и направлять определенные частоты, чтобы уменьшить фазовые искажения.

4. Транзиенты. Быстрее, лучше, точнее!

Еще одна драматическая особенность, о которой вам нужно знать (потому что это может стоить вам дополнительных денег) – это способность ваших мониторов обрабатывать транзиенты (можно понимать это как пики в аудиотракте, точки максимального напряжения. Чем выше частота, тем круче этот пик: быстрое напряжение и резкий спад). Проще говоря, это время, необходимое для того, чтобы динамик отреагировал на напряжение звука, проходящего через него. Подумайте о диффузоре (круглой пластине на динамике), вибрирующем с амплитудой, пропорциональной звуку; быстро ли он реагирует? Быстро ли он остановится? Не слишком ли он реагирует? По существу, если динамик имеет хороший жесткий отклик, он будет точно и быстро следовать за звуком. Если нет, он будет дряблым, медленным и, возможно, будет добавлять искажения на высокой громкости, поскольку слишком сильно движется.

Диффузоры динамиков могут быть изготовлены из прочного, жесткого и "не вызывающего дряблости" материала – он же дорогой материал. То же самое относится и к корпусам динамиков, изготовленным из жесткого материала, из-за чего «коробка» не вибрирует и не резонирует на определенных частотах, что также способствует лучшему отклику.

Продолжением этого является подставка для динамиков или акустический изолятор (набор резиновых шайб, которые вы можете разместить под каждым монитором), любое из этих решений может уменьшить вибрацию.

5. Ваша комната звучит! И скорее всего плохо…

Наконец, есть целый раздел, который должен быть написан об акустике комнаты, но суть в том, что независимо от того, насколько точны ваши динамики, ваша комната может мешать и портить ваш мониторинг, потому что звук из динамиков отражается от стен и возвращается к вам в разное время, не говоря уже о том, что обычная комната имеет кучу своих собственных резонансов.

Мониторы ближнего поля могут частично решить эту проблему, поскольку они предназначены для прослушивания вблизи, и отражения из комнаты меньше влияют на слушателя. Когда речь идёт о мониторах среднего и дальне поля, вы имеете дело с большими размерами помещения, и акустика помещения начинает оказывать гораздо большее влияние.

Некоторые динамики, такие как Genelec, теперь неплохо преодолевают эту проблему, поскольку они поставляются со встроенными системами калибровки, в результате чего они эффективно "слушают" вашу комнату. Посылают частотную развертку, а затем отслеживают отражения, которые возвращаются обратно, затем они настраивают себя (свои характеристики отклика эквалайзера) чтобы по-прежнему обеспечивать точное представление вашей музыки, при этом теперь учитывая вашу комнату. Опять же, это прилично стоит, хотя технология уже переходит в более дешевые системы, такие как динамики IK iLoud MTM с их системой коррекции помещения. Такой подход может неплохо подкорректировать резонансы вашей комнаты, но это не решит проблему с отражениями – тут придётся ещё поработать.

Итого, что мы имеем: точность, частотный диапазон, фазовое подавление, хорошие драйверы, дизайн и самокалибровка. Это все стоит своих денег, но вам нужна правда про идеальный мониторинг! И когда вы получаете этот исключительный контроль, единственный вопрос, на который вам нужно ответить: справитесь ли вы с ним?

Перевод и локализация: Studio Day


К списку новостей Следующая новость