Как заставить вокал звучать лучше (Часть 2)

Как заставить вокал звучать лучше (Часть 2)
Фото: stockyimages

Фото: stockyimages

Укладываем вокал в микс

В первых двух частях этого длинного текста я объяснял, как подготовить вокальную запись для хорошего микса. В 3 и 4 частях речь пойдет непосредственно о сведении. Многое, что касается хорошего вокального микса субъективно, это касается и самой записи – каждый голос отличается от других, и у всех инженеров вкус разный. Несмотря на все эти переменные, есть и кое-какие постоянные, то есть то, что работает при любых раскладах.

Эквализация

Разумная эквализация (EQ), очевидно, помогает вокалу хорошо вписаться в микс, но обратите внимание, что ее можно сделать только особыми плагинами-эквалайзерами. Сам микрофон, возможно, уже добавил первую ступень эквализации — большинство конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой (и достаточное количество динамических) имеют естественный «подъем» в вокальном диапазоне, а направленные (например, кардиоидные) микрофоны добавят усиление басов, если они используются близко к источнику (а это в 95% случаев при записи вокалов). Конечно, выбор микрофона не проблема сведения (если, конечно, вы намеренно не используете одну из новых моделей моделирующих микрофонов), но все равно стоит вслушаться в материал и понять, что могли бы добавить микрофоны еще до этапа сведения. Точно так же следите за тем, как любая другая обработка, такая как компрессия и эмуляция аналоговой ленты, влияет на тональный баланс вокала. Я хочу сказать, что прежде чем вы даже потянетесь к эквалайзеру и начнете крутить его, вам действительно нужно внимательно прослушать партию, а затем решить, как вы хотите, чтобы она звучала.

Этот EQ показывает именно те изменения, о которых я упомянул: Хай-пасс фильтр, чтобы убрать тот эффект бас-буста при близком положении поющего; полка на верхах для «воздуха»; буст на верхней середине для разборчивости, чтобы вокал лучше прорезал микс, и небольшой провал в мид-рейндже.
Этот EQ показывает именно те изменения, о которых я упомянул: Хай-пасс фильтр, чтобы убрать тот эффект бас-буста при близком положении поющего; полка на верхах для «воздуха»; буст на верхней середине для разборчивости, чтобы вокал лучше прорезал микс, и небольшой провал в мид-рейндже.

Когда дело доходит до применения эквалайзера, есть три основных области, которые могут помочь при настройке мужского голоса (с которым я работаю в первую очередь): низкие частоты ниже 150-200 Гц; нижний средний диапазон, около 300-400 Гц; верхняя середина, в диапазоне 2-4 кГц; и высокие частоты, которые могут перекрывать верхние средние частоты. Для женского вокала формантный тон (который придает вокалу большую часть его характера) будет несколько выше, поэтому, если эти диапазоны не работают, попробуйте поднять их примерно на пол-октавы. Я рекомендую использовать верх баса и средние частоты в качестве «референса» для вокального эквалайзера — попробуйте оставить эту область в покое, пока вы работаете сначала с низкими частотами, а затем с верхними средними и высокими частотами.

Низкие частоты. Эквалайзер может легко справиться с чрезмерным басом, (речь про буст баса, вызванного пением очень близко к мембране микрофона). Однако обратите внимание, что некоторые певцы намеренно используют эффект близости, чтобы их голос звучал менее «тонко», поэтому не убирайте низы на автомате — делайте это только в том случае, если бас в вокале доминирует или даёт «муть».

Здесь обычно хорошо работает хай-пасс фильтр с умеренным коленом (например, 12 дБ на октаву). Зациклите часть вокала, где усиление низких частот из-за близости к микрофону звучит наиболее проблематично, затем медленно увеличивайте частоту среза фильтра верхних частот. Есть опасность установить этот фильтр слишком высоко, что приведет к несколько тонкому звучанию — нужно стремиться к балансу, при котором низкочастотная энергия дает насыщенный, полный звук, не подавляя при этом остальной вокал. Если трудно найти «золотую середину», попробуйте ту же технику, но с более мягким срезом, 6 дБ/октаву. Если, с другой стороны, эффект близости слишком слышен, возможно, попробуйте фильтр 18 дБ/октаву.

Однако, порой не получается найти подходящей компромиссной настройки, и уменьшение самых низких частот эффекта близости с помощью хай-пасс фильтра делает голос слишком тонким. В этом сценарии полочный эквалайзер может оказаться более эффективным, поэтому вот прием, который используют многие инженеры. Сначала установите полочную частоту, а затем обрежьте, чтобы уменьшить муть. Затем добавьте немного резонанса (Q), чтобы создать небольшую «кочку» чуть выше частоты среза. (Некоторые фильтры высоких частот позволяют добавить резонанс таким образом, но многие этого не делают — в этом случае просто используйте обычный параметрический эквалайзер рядом с полкой.) Эта кочка поднимет бас вне диапазона мутного эффекта близости, что позволит уменьшить самые низкие частоты, сохраняя при этом относительно полный звук.

Верха. Я думаю о «верхах» как о двух отдельных областях: верхнем среднем диапазоне, который обеспечивает лирическую разборчивость, и диапазоне высоких частот, который начинается примерно с 5-6 кГц и простирается вверх, где мы воспринимаем «воздух» и «прозрачность». Высокочастотная полка с небольшим резонансом или без него может работать хорошо, за исключением случаев, когда вокал шипит или есть проблемы с шипящими, которые не может исправить де-эссер. В этом случае усиление выше 8 кГц или около того может просто добавить шум, который точно никак нам не поможет, поэтому попробуйте применить параметрическое усиление в диапазоне 4-7 кГц с широкой добротностью для более мягкого колена. Это должно дать глянцевый, разборчивый высокочастотный отклик без усиления этих сверхвысоких частот.

Верхняя середина. Когда дело доходит до среднего диапазона, особенно внимательно слушайте вокал в контексте остальной части микса, потому что наши уши наиболее чувствительны в этом частотном диапазоне, и вы можете просто обнаружить, что работа с низкими и высокими — это все, что требуется от вас в плане вокального сведения.

Установите уровень вокала по отношению к миксу, чтобы вы могли четко слышать низкие и высокие частоты. Если вокал все еще слишком глубоко в загруженной аранжировке, сфокусируйтесь на верхней середине, используя усиление параметрического эквалайзера, обычно в диапазоне 2,5–4,5 кГц. Ничего страшного, если это перекрывается с высокочастотной полкой, которую вы применили ранее — полка обеспечивает общее усиление, тогда как этот эквалайзер верхней середины является более сфокусированным.

Немного поднимите полосу с помощью умеренного Q и медленно проведите по верхней середине; обычно будет частота, на которой вокальные звуки имеют выраженное присутствие. Тем не менее, избегайте слишком сильного буста, потому что слух очень чувствителен в этом диапазоне и усиление может звучать резко и неестественно. Если вокал по-прежнему кажется недостаточно заметным после консервативного усиления верха середины, то вам, вероятно, нужно поднять общий уровень вокала.

Нижняя середина. Одной из распространенных проблем является избыток энергии в районе 300-400 Гц. Поскольку у многих инструментов тело именно там, звуки могут «нагромождаться» и звучать мутно. Небольшой, слегка широкий вырез в этой области часто может уплотнить вокальный звук.

И последний совет по обычному эквалайзеру: старайтесь избегать того, что я называю «итеративным эквалайзером», который является своего рода «гонкой вооружений» эквалайзеров: низкие частоты кажутся тонкими, вы бустите бас, только чтобы позже обнаружить, что высокие частоты не звучат чисто, поэтому вы усиливаете верха; теперь нужно немного поднять низкие частоты... и так далее. Вместо этого, если, например, одно движение эквалайзера делает звучание вокала тонким, попробуйте немного урезать высокие частоты (и при необходимости поднять общий уровень вокала), а не усиливать басы.

Динамический EQ

Динамический эквалайзер всегда традиционно был инструментом для мастеринга и решения проблем с конкретными инструментами (например, для укрощения слишком яркого хай-хэта или синтезаторного фильтра), но он может быть полезен и для вокала. Он сочетает в себе концепцию, аналогичную многополосной компрессии (в динамическом аспекте) и эквалайзеру (который предлагает более точные «кривые»). Вы указываете порог для определенной полосы эквалайзера, и когда звук в этом диапазоне превышает порог, эквалайзер усиливает или срезает сигнал(в зависимости от того, что вы укажете) в соответствии с ратио.

Вот пример того, когда вы можете использовать динамический эквалайзер. Вы берете статический эквалайзер для усиления частот «разборчивости» вокала, но буст в определенном диапазоне означает, что уровень этих частот чрезмерен — поэтому вы используете динамический эквалайзер, чтобы исправить это. Динамический эквалайзер также полезен для уменьшения резонансов, которые не особенно проблематичны на низких уровнях громкости, но становятся раздражающими, когда они слишком громкие.

Предупреждение о личной предвзятости: мне не особенно нравится «звук» компрессии голоса! Если я слышу, как компрессор «работает», я не доволен результатом. Вот почему я использую метод пофразовой нормализации, упомянутый в предыдущей статье; он дает постоянный динамический диапазон без изменения внутренней динамики вокала — пики остаются такими же острыми и имеют такое же отношение к вырезам, как и раньше, но партия в целом более ровная. Некоторое сжатие все еще может потребоваться для управления динамикой, но таким образом я не прошу компрессор работать настолько сильно или слишком громко!

Совместное использование лимитера и компрессора: лимитер применяет снижение гейна примерно на 6 дБ только во время пиков, в то время как компрессор применяет снижение гейна примерно на 6 дБ, что в сочетании с make-up gain увеличивает средний уровень.
Совместное использование лимитера и компрессора: лимитер применяет снижение гейна примерно на 6 дБ только во время пиков, в то время как компрессор применяет снижение гейна примерно на 6 дБ, что в сочетании с make-up gain увеличивает средний уровень.

Когда я использую компрессию для вокала, я использую последовательно две динамических обработки. Первая — довольно прозрачный лимитер с порогом, установленным таким образом, что он применяется не более чем на 3-6 дБ снижения гейна. Цель этого состоит в том, чтобы сбалансировать любые оставшиеся «непослушные пики» с общим вокалом. Далее следует компрессор, который также настроен примерно на 6 дБ снижения гейна. Удваивая контроль за динамическим диапазоном, мы получаем такой же громкий и настоящий звук, как и при жесткой компрессии, но без артефактов дыхания и пульсации. И даже если вам нужна более экстремальная компрессия, вокал не будет звучать перекомпрессированно.

Не все компрессоры имеют обычные регуляторы порога и ратио. Например, компрессоры, имитирующие классическое аппаратное железо LA-2A (оптический компрессор с ламповым усилением), имеют ручку «peak reduction», которая управляет степенью снижения усиления, аналогично тому, как работает регулятор порога, регулятор усиления, который компенсирует потерю в уровнях, вызванную сжатием динамического диапазона, и переключатель для выбора между двумя типами ратио: лимитирования или компрессии. Важнейшим элементом управления является ручка peak-reduction; метр показывает сколько срезал LA-2A. По какой-то причине такой тип компрессии часто выделяет достоинства голоса.

Раскачиваем вокал

Допустим, мы проигнорируем мою личную предвзятость и предположим, что вам нравится слышать эффект компрессии вокала. Ровно, как и эквалайзер (да что уж там, каждый элемент обработки), микрофон и исполнение будут все время разными, но есть общая процедура, которая часто дает хорошие результаты.

Поскольку ухо не так чувствительно к изменениям уровня, как к изменениям высоты тона, не всегда легко услышать тонкие градации компрессии. Итак, давайте нарушим правило и скажем, что иногда вы должны слушать глазами (хотя бы частично), то есть - смотреть на индикатор gain reduction’а компрессора. Я стремлюсь к уменьшению примерно на 6 дБ, при этом измеритель «танцует» между 0 и 6 дБ gain reduction’а а не остается «зажатым» на уровне -6 дБ.

Ключом к хорошему результату является правильное сочетание порога, ратио и времени атаки. Атака компрессора в 20-30 мс пропускает достаточно атаки вокала, чтобы он звучал естественно. Начните с соотношения 2:1 и снижайте пороговое значение, пока не достигнете желаемого уровня gain reduction’а. Если эффект не слышно, сначала попробуйте увеличить ратио, но затем верните его к 2:1 и уменьшите порог — выберите, какая из этих двух тактик вам ближе по звучанию. И то, и другое уменьшит динамический диапазон, но снижение порога даст вам большую компрессию более низких уровней, в то время как более высокое ратио больше сгладит более громкие части. Разница может показаться тонкой, но вы сможете распознать ее, если таким образом сравните два подхода.

Наконец, если вы хотите получить эффект сильной компрессии, но без артефактов, есть один приемчик и для этого. Он заключается в том, чтобы разместить два компрессора последовательно, установив относительно высокие пороги и низкие коэффициенты. Ни в том, ни в другом случае компрессии недостаточно, чтобы как-то навредить сигналу, но в сочетании они как бы умножают друг друга, давая сжатый звук, который по факту не похож на сжатый звук.

Параллельная компрессия

Многие компрессоры (особенно плагины) теперь оснащены ручкой «mix» или «blend», которые позволяют вам смешивать часть «сухого», необработанного звука со сжатым звуком. Но вы можете добиться аналогичного эффекта с любым компрессором, скопировав вашу вокальную партию на вторую дорожку и поместив компрессор только на одну, чтобы у вас остался один канальный фейдер для сухого звука, а другой — для сжатого.

Полезный примем! Особенно, когда вы хотите сохранить пикантность более громких частей, одновременно повышая уровень более тихих деталей, будь то для эффекта или для улучшения разборчивости. Нужно настроить компрессор жестко, с высоким коэффициентом и быстрой атакой, а затем, когда сухой вокал играет в контексте микса, медленно поднимать фейдер канала компрессора до тех пор, пока не станут слышны эти недостающие детали. Поскольку компрессор подавляет громкие пики, когда вы поднимаете фейдер, вы меняете не столько их уровень по отношению к сухому звуку, сколько уровень более тихих деталей.

Обратите внимание, что если вы используете второй канал для этой техники, а не встроенные элементы управления компрессора, то лучше всего направить как необработанные, так и сжатые дорожки на групповую шину, чтобы вы могли применить любую дальнейшую обработку или эффекты с посылов к уже собранному скомпрессированному вокалу.

Экспандеры

Waves C1 Gate способен как гейтировать, так и работать как нисходящий экспандер.
Waves C1 Gate способен как гейтировать, так и работать как нисходящий экспандер.

Экспандер — это противоположность компрессора: ниже порога выход падает быстрее, чем вход. Например, при коэффициенте расширения 1:2 на каждый децибел входного сигнала, выходной падает на 2 дБ. В некотором смысле его можно считать более усовершенствованной версией нойзгейта. На самом деле, некоторые эффекты обработки сочетают в себе расширение и гейтирование.

Основное использование с вокалом — установить низкий порог, примерно от -45 до -60 дБ, и использовать довольно крутой коэффициент расширения, например 1:4 или 1:10. Это сделает любой низкоуровневый шум еще ниже по уровню и может уменьшить потребность в ручном редактировании, например, чтобы уменьшить тишину между голосовыми фразами.

Реверб

Реверберация и вокал были созданы друг для друга: очень немногие инженеры выводят голос полностью вперед, без эмбиента, даже когда они звучат относительно сухо. Однако создание правильного звука вокальной реверберации — это нечто большее, чем просто набор пресета и скрещивание пальцев на счастье.

Акустические пространства создают наиболее естественно звучащую реверберацию, но многие из нас привыкли слышать другие типы реверберации, которые появились на наших любимых записях за последние несколько десятилетий. Ограничение реальных пространств заключается в том, что есть только один «пресет» — уместить звук концертного зала в вашей проджект-студии невозможно! Имитация классического звука бетонной комнаты, которую вы слышите на многих замечательных записях, не говоря уже о других акустических вариантах, тоже непростая задача.

Синтезированные или алгоритмические процессоры реверберации моделируют два основных явления, которые создают реверберацию в акустическом пространстве: ранние отражения, первоначальный звук, который возникает, когда звуковые волны сначала отражаются от различных поверхностей, а затем «хвост» реверберации, который больше похож на размытие звука, что на самом деле - эмуляция бесчисленных отражений, возникающих в реальной комнате, с их различными амплитудными и частотными вариациями. Оба процесса имеют связанные элементы управления.

PreSonus Studio One Pro, как и большинство современных DAW, имеют алгоритмические и конволюционные ревербераторы.
PreSonus Studio One Pro, как и большинство современных DAW, имеют алгоритмические и конволюционные ревербераторы.

Другой параметр, пре-дилей, устанавливает время, которое требуется звуку для прохождения от источника до первой точки отражения (т. е. ближайшей к источнику или слушателю поверхности в комнате) и обратно к ушам слушателя. Чем больше пространство, тем дольше пре-дилей. Лично я не использую слишком много пре-дилея или ранних отражений голоса, потому что обычно я хочу, чтобы вокал звучал впереди по сравнению с остальной частью трека, а хвост реверберации был больше на заднем плане. Но у вас могут быть разные цели, и стоит ознакомиться с тем, что делают все параметры. Обратите внимание, что большинство цифровых ревербераторов не являются настоящими стереоустройствами; обычно они смешивают стерео входы в моно, а затем синтезируют стереофоническое пространство. Следовательно, вы можете получить эффекты стереореверберации с исходно монофонической вокальной дорожкой.

Конволюционная реверберация (свертка) концептуально больше похожа на семплирование. «Моментальный снимок», называемый импульсной характеристикой (или IR) реальной комнаты, записывается с использованием реальных микрофонов, а подключаемый модуль свертки использует некоторые умные математические вычисления, чтобы наложить эти характеристики на ваш звук. Этот подход производит очень реалистичный звук, очень похожий на то, как сэмплер может воспроизводить более реалистичные звуки, чем аналоговый синтезатор.

Компромисс заключается в традиционной проблеме сэмплера и синтезатора: трудность прежде всего, в выборе правильных звуков (IR хорош настолько, насколько хороша комната, в которой он был записан, и положение как источника, так и микрофонов, используемых для захвата звука IR), а затем в редактировании звуков в соответствии с вашей конкретной композицией. Но точно так же, как некоторые компании выяснили, как попасть «внутрь семпла», большинство современных конволюционных ревербераторов вполне доступны для редактирования и так же просты в использовании, как и стандартные ревербераторы. (Единственная вещь, которую они не могут успешно воспроизвести, — это любая модуляция, используемая в патчах высококлассной алгоритмической реверберации).

Для вокала выбор между использованием свертки или алгоритмической реверберации является чисто делом вкуса. Алгоритмическая реверберация может дать более прозрачный, воздушный тип звука, в то время как свертка дает более реалистичную атмосферу присутствия. Это как разница между импрессионистической картиной и фотографией; оба могут доставлять удовольствие по-разному. После того, как вы сделали свой выбор, вот несколько ключевых моментов, которые следует учесть.

Диффузия. Регулятор диффузии реверберации увеличивает плотность («толщину») эха. Высокая диффузия помещает эхо-сигналы ближе друг к другу, а низкая диффузия их рассеивает. В перкуссионных звуках низкая диффузия создает множество атак с небольшим интервалом, как будто шарики ударяются о сталь. Но с голосом, который является более устойчивым, низкая диффузия дает много эффекта реверберации, не подавляя вокал из-за чрезмерных отражений, которые могут «наступить» на вокал.

Один или несколько ревербов? Еще в каменном веке звукозаписи, был один ревербератор на всё, и все сигналы, требующие реверберации, направлялись на него. Позже студии часто использовали специальный прибор именно для вокала. Большая часть мотивации для этого заключалась в том, чтобы сделать голос более отчетливым, и если в студии была пластинчатая реверберация, чаще выбирали её, потому что она, как правило, давала более яркий и четкий звук, чем традиционная комнатная реверберация. Еще одно предупреждение о личном предубеждении: я не использую много реверберации в своих миксах, поэтому я придаю голосу собственную реверберацию, примерно в половине случаев используя свои собственные «идеальные» импульсы на основе белого шума со сверточной реверберацией или алгоритмическую реверберацию, когда хочу обратить больше внимания на эффект реверберации.

Damping. Если звуки отскакивают в зале с твердыми поверхностями, хвосты затухания реверберации будут яркими и «жесткими». С более мягкими поверхностями (например, дерево вместо бетона) хвосты реверберации будут терять высокие частоты, поскольку они отскакивают, производя субъективно «теплый» звук. Если ваша реверберация не может создать плавно звучащие верхние частоты, добавьте немного дампинга, чтобы больше сфокусироваться на средних и низких частотах. Для голоса, чтобы сохранить относительно яркий звук реверберации, я не использую слишком сильный дампинг.

Decay и АЧХ. Многие ревербераторы предлагают точку кроссовера частот с отдельными временами затухания (RT) для высоких и низких частот. Чтобы не дать ревербу конкурировать со среднечастотными инструментами, используйте меньшее затухание (и более низкий уровень) на низких частотах и увеличьте затухание на высоких частотах. Это добавит «воздуха» вокалу, а также подчеркнет некоторые шипящие звуки и шумы рта, которые служат «очеловечиванию» вокала. Изменяйте настройку кроссовера, чтобы определить, что лучше всего подходит для определенного голоса; экспериментирование важно из-за различий между мужскими и женскими голосами, а также из-за различий в тональности, диапазоне и т. д. Начните примерно с 500 Гц и двигайтесь вверх, пока не найдете нужный звук.

Помните, что в разумных пределах «рассыпчатость» вокала обычно хороша, потому что она повышает разборчивость, но будьте осторожны, добавляя ее в реверберацию, особенно если вы уже добавили огромное количество верхов через eq к самому вокалу!

Дилей

Добавление задержки к вокалу было популярно со времен добавления эха от пленочного магнитофона. Даже немного эха может сделать вокал больше в миксе и дать «большой» звук без потенциальных ловушек, связанных с задвоением голоса. Задержка на восьмую ноту хороша для сгущения голоса, и эквалайзер — ваш друг при использовании эха. Срезание низких частот предотвратит попадание вокального эха на инструменты, ориентированные на средние частоты, в то время как усиление высоких частот может дать «воздуха». Хотя некоторые плагины позволяют настраивать как эквалайзер, так и микс эха, вы также можете использовать посыл, вставить фильтр в посыл перед эхом, установить эхо только для звука с дилеем, а затем смешивать желаемое количество эха с основным сигналом.

Есть много различных плагинов задержки, но некоторые люди молятся на эмуляцию эха ленты (именно для голоса).
Есть много различных плагинов задержки, но некоторые люди молятся на эмуляцию эха ленты (именно для голоса).

При использовании дилея именно для самого эффекта эхо, а не для уплотнения вокала, лучше сделать его длиннее и добавить больше feedback’а. Это может «замутить» звук, и тут вас выручит автоматизация. Можно выборочно выводить эхо только в тех местах, где в вокале есть пробелы. Вот пять различных подходов, которые стоит рассмотреть:

Send Effect. Автоматизируйте посыл эхо в тех местах, где оно нужно, и автоматизируйте уровень посыла в микс настолько, сколько потребуется на вход и на выход.

Разделение задач. Перенесите части партии, в которых должно быть эхо на другую дорожку. Преимущество этого подхода в том, что вам, возможно, не придется использовать автоматизацию, а нужно будет всего лишь настроить эхо как плагин для инсерта. Оно применится только к тем частям вокала, которые были сдвинуты на эту дорожку.

Автоматизация плагина. Манипулируйте ручками feedback и mix, и запишите автоматизацию в реальном времени.

Эффект на клипе. Клип – отдельный кусочек аудиодорожки, который вы обрезали по краям. Можете применить отдельно эффект только к конкретным клипам, очень удобно. Имейте в виду, что эхо может оборваться прямо в конце клипа, так что проверьте настройки своей DAW.

Ducked Delay. Этот метод требует использования эхо/дилея в качестве эффекта посыла, и в идеале эффект должен использоваться только вашим вокалом, а не другими инструментами. Вы отправляете вокальную партию на внешний сайдчейн компрессора, который стоит после плагина задержки. Компрессор настроен на низкий порог, поэтому, когда вы слышите основную вокальную партию, компрессор снижает уровень дилея. Когда в вокале есть пауза, компрессор прекращает компрессию и пропускает линию дилея. Это умная и крутая идея (которую, кстати, можно применить и к посылам реверберации), но учтите, что в миксе у вас не будет такого точного контроля, как при использовании автоматизации.

Плагины «укротители-уровней» (Level riders)

Одна из основных целей при микшировании — выделить вокал в миксе. В течение многих лет инженеры следили за тем, чтобы вокал был на соответствующем уровне, вручную «перемещая фейдер» во время микширования, чтобы изменять уровни по мере необходимости. Затем появилась автоматизация, сначала на сложных консолях, а затем в программном обеспечении DAW, которое позволяло запоминать и совершенствовать эти движения.

Waves Vocal Rider поддерживает постоянный уровень вокала, который может реагировать на весь микс через сайд-чейн.
Waves Vocal Rider поддерживает постоянный уровень вокала, который может реагировать на весь микс через сайд-чейн.

Следующий большой шаг в области автоматизации был сделан в 2009 году, когда был выпущен плагин Waves Vocal Rider. Этот плагин «седлает» гейн, и автоматически управляет его уровнем, держа его на том уровне, который вы задали. Звучит как компрессия и расширение, и, по сути, так оно и есть, но есть пара важных отличий. Во-первых, плагин может записывать изменения гейна как автоматизацию в вашу DAW, позволяя вам при желании детально редактировать действие «gain-riding». Во-вторых, вход сайд-чейна может получать референсный сигнал, который может информировать об «оптимальном» уровне вокала. Если этот референс является премиксом всего микса, тогда уровень вокала будет меняться в зависимости от уровня самого микса — становясь громче в более громких пассажах и тише в более тихих пассажах. Аналогичные продукты теперь доступны и от других производителей, включая Melda, Hornet Plugins и TB Pro Audio.

Основное преимущество программ вокального райдинга по сравнению с компрессией заключается в том, что они не изменяют точность воспроизведения или динамику от момента к моменту, а только общий уровень — обработки в этом эффекте не больше, чем при перемещении фейдера. Так они панацея? Да и нет! Для повествования или аудиокниг, где постоянный уровень голоса имеет решающее значение, плагины для усиления голоса на вес золота. Для музыки это зависит от самой музыки. Эти программы не могут принимать художественные решения, только технические, поэтому у вас всегда будет больше контроля, управляя гейном вручную и внося изменения в вашу автоматизацию. Однако они могут сэкономить много времени при настройке микса, и вы всегда можете редактировать автоматизацию для тех моментов, в которых вы не согласны с решениями программного обеспечения.

Маскировка

Хороший микс — это не только вокал — нужно учитывать и множество других элементов. И настройка уровней вокала по отношению к остальной части трека, как я уже говорил ранее, — это только часть большой истории. Точно так же, как хвосты реверберации и задержки могут маскировать разборчивость вокала, то же самое могут делать и другие источники в вашем миксе. Не мне учить вас, как микшировать ваши гитары, клавишные, барабаны, сэмплы и что-то еще, но стоит отметить, что если вам трудно слышать части вашего вокала, это часто может быть связано с тем, что другие звуки маскируют вокал в этот момент. И в этом случае, вместо того, чтобы повышать уровень вокала, стоит отследить, какая часть маскирует вокал, и отрегулировать его эквалайзером, чтобы решить проблему, или просто прибрать её уровень. Другими словами, часто уменьшая громкость или «отключая» что-то еще, вы улучшите звучание своего вокала без необходимости что-либо делать с самим вокалом.

Ширина стерео?

Один вопрос, который возникает снова и снова в отношении вокала в миксе, заключается в том, как заставить его звучать «широко», когда он был записан в моно — настолько широко, как не сможет ни стерео-реверб, ни дилей. Это еще одна тема для отдельной книги, но постараюсь вкратце изложить суть в этой статье. Возможно, лучше всего заранее планировать ширину и записывать настоящие дабл треки при записи — вы поете и записываете одну и ту же партию два или три раза, а когда дело доходит до сведения, вы смешиваете их все вместе, возможно, с панорамированием двух частей. , или размещаете основной в центре, а два других панорамируете по обеим сторонам, возможно, чуть тише. Для песен, которые были записаны строго в клик и в сетку, можно имитировать этот эффект, и вставив второй «дубль» из других частей песни (например, вы могли спеть тот же самый припев дважды или даже три раза).

Другая возможность состоит в том, чтобы сымитировать дабл трек с помощью одного из лучших приложений для коррекции высоты тона — Synchro Arts Revoice Pro. Оно имеет умную возможность генерировать правдоподобные дабл треки. Функция Random Deviation в Melodyne также способна дать хорошие результаты, но можно использовать любые автономные процессоры высоты тона и варпа времени, такие как FlexPitch от Logic и VariAudio от Cubase: просто используйте немного другие настройки квантования высоты тона и времени для даблов. Если у вас нет такого программного обеспечения, есть менее естественно звучащий, но, с моей точки зрения, крутой метод — отправить вокал на два моно-плагина питч-коррекции, один из которых панорамируется в одну сторону и сдвигает вокал вверх, а другой — в противоположную сторону от первого и смещает вокал вниз на такую же величину. Вы также можете применить плагин питч-коррекции до или после питч-шифтинга, что поможет еще больше различить две части, а также можно поэкспериментировать с короткими задержками для каждой из них. Это похоже на объемные эффекты, которыми прославились устройства Eventide — на самом деле, плагин Eventide H3000 Factory - еще один готовый вариант!

Обратите внимание, однако, что невероятно легко переусердствовать с подобными вещами, в результате чего вокал зазвучит явно обработанным и слишком «рассеянным». Так что экспериментируйте, во что бы то ни стало, но делайте это с осторожностью!

Пресеты

Nectar от iZotope (теперь в версии 2) сочетает в себе обработку вокала с обширной библиотекой пресетов.
Nectar от iZotope (теперь в версии 2) сочетает в себе обработку вокала с обширной библиотекой пресетов.

Для новичков пресеты предоставляют отправную точку, от которой, немного подправив, можно добиться хороших результатов, а некоторые производители даже гордятся качеством своих пресетов — плагин обработки вокала iZotope Nectar является хорошим примером, так как его большая библиотека пресетов является одним из основных причин его популярности на рынке.

Однако важно помнить, что пресеты могут вас только направить, у них есть свой предел. Каждый микрофон, голос и микс разные; не существует универсальной предустановки «мужской вокал» или «женский бэк-вокал». Что-то, что может звучать потрясающе на конденсаторном микрофоне, может звучать ужасно с динамическим микрофоном, который предпочитает использовать певец. И обратите особое внимание на пресеты, в которых задействована обработка на основе порогов — порог всегда нужно настраивать в соответствии с конкретным источником.

Для меня самая большая ценность пресетов в том, что вы можете начать создавать свои собственные либо с нуля, либо путем изменения существующих пресетов. Когда определенная комбинация обработки хорошо работает с моим голосом и определенным микрофоном, я сохраняю пресет. Иногда пресет будет работать в аранжировке без каких-либо настроек, а иногда требуется пара минут, чтобы покрутить его, но в целом это экономит время, имея отправную точку, которая, как известно, работает в конкретном контексте.

Кода

Я надеюсь, что эти приемы помогут вам достичь более удовлетворительных результатов при записи и микшировании собственного вокала. Чтобы услышать эти приемы в действии, посмотрите вокал в двух моих последних проектах «Simplicity» и «Neo-» на www.craiganderton.com/music.html. Что особенно заметно, так это постоянная динамика без явной компрессии. Также присутствуют методы DSP из 1 частей.

Перевод и локализация: Studio Day

К списку новостей Следующая новость