Сведение и мастеринг с референсными треками

Сведение и мастеринг с референсными треками

Автор: Тики Хореа

Референсы

Инженеры пользуются референсными треками независимо от того, на каком этапе своей карьеры они находятся. Когда вы работаете над собственной музыкой, референсные треки помогают вам придерживаться изначального курса, выступая в роли гида во время принятия критических решений. Если вы регулярно работаете в разных студиях, всегда держите пару миксов под рукой, при чем таких, которые знакомы вам от и до. Это поможет вам понять как эта музыка звучит в данном помещении и привыкнуть к нему.

Как мне выбрать хорошие треки для референса?

Вот пара советов:

● Референсные треки должны быть в том же жанре, что и песня, над которой вы работаете.

● Референсные треки должны иметь похожую аранжировку и звуковой бэкграунд.

● Выбирайте референсные треки из тех, что вам очень нравятся именно по звучанию. Необязательно любить сами песни, нас интересует именно звук. В каком-то треке может круто звучать вокал, где-то будет классный грув, и т.д.

● Если удастся найти классные миксы песен, которые вы еще и любите, вас ждет джекпот из вдохновения и эмоций. Все это можно достать из про микса и вложить в свой, если хорошо поработать.

● Удостоверьтесь, что референсные продукты из нужной «эпохи». Если, например, вы сводите поп-балладу в стиле 80-х, возьмите Фила Коллинза в качестве референса - хотя бы ради реверба.

● Смотрите в сторону коммерчески успешных треков. Это не значит, что вы «продались», нет, это лишь добавит вашим миксам конкуретного веса в стиле данного референса. Музыка вашего клиента не находится в вакууме; есть еще куча похожих артистов в жанре, и было бы неплохо, если трек будет технически не хуже, чем у них.

● Лучше всего попросить референс у артиста или продюсера. Обычно у них есть видение песни, это означает, что он/она слушал определенную музыку, которая повлияла на вкус и на саму песню, над которой идет работа. Не сводите вслепую, просите референс. Если артист настаивает на том, что его/ее музыка не похожа ни на что другое, придется вам самому/самой подыскать что-нибудь похожее в качестве референса. Никакая музыка не сочиняется без внешнего влияния, что бы там не говорил артист.

● ВАЖНО: используйте файлы высокого разрешения. Лучше всего было бы проигрывать референс там же, где вы сводите, то есть, импортируйте референс сразу в сессию вашего DAW (внизу статьи вы найдете список сервисов, где вы сможете приобрести музыку в высоком разрешении). Если все-таки выбор пал на lossy файлы (в низком разрешении), имейте в виду, что они будут звучать немного громче, чем lossless версии из-за артефактов сжатия. Я обычно убавляю референс треков в mp3 на 0,8-1 дБ.

Как правильно использовать референс треки?

Подгоните громкость референс трека под ваш микс/мастер.

Частотное наполнение звука зависит от громкости, по крайней мере, так это воспринимает наш мозг. Как описывает теория кривых Флетчера-Менсона на уровне мониторинга ниже 85 дБ, наш мозг в основном фокусируется на midrange частотах. На более высоких уровнях громкости мы слышим высокие и низкие частоты более явно, поэтому музыка звучит более волнительно, мы чувствуем ее лучше. Это одна из причин, по которым сведение и мастеринг выполняются на номинальных/откалиброванных уровнях. Работая таким образом, мы можем удостовериться, что наше восприятие частотного баланса будет оставаться неизменным изо дня в день, от проекта к проекту.

Почему громкость важна при референсе?

Ваш рабочий микс наверняка не будет таким же громким как отмастеренная версия для коммерческого релиза. Это означает, что независимо от того, насколько хорошо вы сделали свою работу, ваш микс будет так или иначе тише на номинальной громкости по сравнению с референсами (референс – уже мастер, смекаете?). Так как наш мозг будет придерживаться модели «громче=лучше», нам нужно компенсировать разницу и выровнять уровни микса и референса. После этого уже можно работать. Обычно нужно убавить примерно 9 дБ, если нужно будет убрать больше, убирайте, не стоит об этом переживать. Так же можно накинуть максимайзер на мастер шину, если очень хочется проверить как песня будет звучать в отмастеренном варианте. Только аккуратно! Не забудьте сразу же после этого проверки его выключить.

На что обратить внимание при использовании референса на стадии сведения или мастеринга?

Здесь мы будем рассуждать в рамках терминов трех измерений стерео поля: высоты, ширины и глубины, где высота обычно означает частотное содержание, ширина – стерео изображение, а глубина - уровни и эмбиенс (ревербы и дилеи).

Высота: сравните частотный спектр вашего микса и референс трека, выделите какие элементы микса у них общие.

Ширина: когда дело касается стерео изображения, слушайте, как в референсе звучит панорамирование. Насколько сильно разведены ударные? Какие элементы расположены 100% слева, какие 100% справа?

Глубина: Звуки, которые расположены ближе к вам воспринимаются как более громкие (да, именно так) и яркие, они имеют более сильные транзиенты и меньше эмбиенса, чем те, которые дальше от вас. Обратите внимание, как в вашем референс треке располагаются элементы, начиная с передней линии, затем слушайте какие инструменты звучат все дальше и дальше от вас. Если хочется задвинуть звук глубже, можно сделать его тише или прибрать немного верхних частот, размазать транзиенты или добавить немного реверба.

Чеклист референса

Вот короткий чеклист некоторых моментов, которые стоит искать в вашем миксе при сравнении с коммерческим референсом:

Баланс инструментов:

● Есть ли у бочки с басом крепкий низ, и подходят ли они друг другу?

● Где находится ведущий вокал, над всеми инструментами, или он утоплен в них?

● Перечислите все музыкальные инструменты от более агрессивных к мягким (вокал, малый барабан, бочка, бас, гитары, и т. д.)

● Прислушайтесь насколько тускло/ярко звучит вокал, является ли он самым ярким элементом в миксе, или есть элементы еще ярче него?

● Что составляет основу звука ритм гитар – низ середины, много песка, или же они сфокусированы в районе средних частот?

Эффекты:

● Вокальные партии звучат очень близко и интимно, как будто кто-то поет рядом с вашим ухом? Вокалист поет уверенно, мощно, отстраненно? Прислушайтесь, это важно.

● Какие эффекты использованы на вокальной дорожке референса?

● Как много эффектов на вокале, малом барабане, гитарах?

● Эффекты дают ширину, или некоторые слышно лишь за инструментами, вокалом?

Динамика и образ:

● Насколько сильно скомпрессирован весь микс? Ощущается ли динамика?

● Ударные «бьют в лицо», на переднем плане или звучат размыто?

● Звуки сильно отделяются друг от друга или микс звучит как «стена звука»?

● Насколько широко звучит референс? Что придает миксу широту?

● Насколько объемнее звучит припев по сравнению с куплетом или брейкдауном? Где самая громкая часть песни?

В какой момент использовать референс?

Неопытные инженеры используют референс слишком часто, рассчитывая на то, что сравнение с коммерчески-успешным треком на каждом этапе сведения даст им дополнительные очки. Это ведет к тому, что вы тратите много времени на сравнение вместо сведения. Слишком много референса так же может привести к потере креативного видения трека, над которым вы работаете. Применяйте референс, чтобы освежать слух, но не в качестве костыля.

Во время продакшна, вам нужно анализировать структуру и аранжировку тех песен, которые вас впечатляют, и находить там вдохновение. Во время записи вам и продюсеру стоит использовать референсные треки, чтобы разбудить внутри те ощущения и эмоции, которые вы пытаетесь воспроизвести.

Во время сведения, слушая референс, убедитесь, что вы углубляетесь именно в музыкальность. Баланс грува по отношению к вокалу, количество low-end, высота, ширина и глубина микса и т. д. Во время мастеринга, вам определенно потребуется следить за громкостью, частотной кривой и динамикой референсного трека, ровно, как и за панорамой и общей читаемостью.

ADPTR Audio MetricAB – король референса

Категорически рекомендую вам ADPTR Audio Metric AB от Plugin Alliance. Этот плагин позволяет сравнивать ваши миксы аж с 16 референсными треками одновременно, просто кликая кнопку А/В.

Сведение и мастеринг с референсными треками, изображение №2

Более того, плагин имеет подстройку по громкости (делает часть работы за вас!), инструменты измерения про уровня и не загружает ваш ЦПУ. Можно отдельно сравнивать различные частотные диапазоны при помощи полосных фильтров.

Можно также анализировать частотный спектр, громкость, динамику, стерео образ, соотношение фазы вашей песни и референсных треков, и даже смотреть уровни послойно, несколько треков сразу. В референсах можно зациклить петли, либо привязать проигрывание к транспорту DAW.

Кроме всех этих крутых фишек, что описаны выше, можно слушать песни в моно, стерео, только левую или правую часть микса, только середину или отдельно стороны. Мне кажется, Metric AB даст фору любому плагину для референса.

Глазами сводить нельзя… но можно проверить то, что вы услышали по метрике на экране.

И еще один совет напоследок: не давайте ушам сильно уставать, берите 10-минутные перерывы. Я предпочитаю работать 50 минут, а затем оставшиеся 10 – проверять email, если нужно, сходить в ванную или выйти на улицу, подышать свежим воздухом. Как только вернетесь к работе – пару секунд послушайте референс, затем пару секунд текущую работу. Разница будет сразу слышна. Доверьтесь инстинктам: если ваш микс слабо похож на референс – значит так оно и есть.

Заключение

Используйте референсные треки, чтобы не потерять перспективу во время фазы продакшна, записи, сведения или мастеринга. Выбирайте подходящие треки для сравнения и включайте их в моменты, когда теряется видение трека.

Плагины вроде ADPTR Audio MetricAB помогут также сравнить технические аспекты крутого продакшна, такие, как частотный спектр, динамику и громкость.

Поиск референсных треков высокого качества.

Вот список вебсайтов, где можно приобрести песни в высоком разрешении. Само собой, есть много других мест, но именно здесь коллекции особенно большие. Гораздо лучше купить референс трек и закинуть его в вашу DAW, чем пытаться сравнить с вариантом со стриминга. Плюс вы поддержите артиста покупкой!

Сведение и мастеринг с референсными треками, изображение №3

Переведено и локализовано: Studio Day

К списку новостей Следующая новость