Хорошее звучание на мобильной акустике

Хорошее звучание на мобильной акустике

Для моего десятилетнего соседа iPod кажется таким же артефактом с другой планеты, как мне когда-то казалась Victrola моего деда. Привычки прослушивания музыки очень сильно поменялись за последние несколько декад. Во времена моей юности мы слушали записи на CD- или кассетных плеерах наших домашних hi-fi аудиосистем. Золотым стандартом для домашних систем тогда считались чисто звучащие ресиверы или усилители и большие колонки с вуферами хорошего размера.

Вскоре после наступления третьего тысячелетия, айподы и наушники-затычки стали обычным делом. Новой нормой форматов стал mp3, ровно, как и системы Sonos, наши вездесущие динамики смартфонов или ноутбуков и удобные и недорогие Bluetooth®-устройства для воспроизведения. Очевидно, покупая такие портативные устройства, мы размениваем качество звука на удобство, и они звучат далеко не так, как вышеупомянутые hi-fi системы. Здесь и лежит наша проблема в сведении и транслировании звука на различные системы.

У нас в арсенале более шестидесяти лет накопленных технологий для сведения под прослушивание на hi-fi аппаратуре, но похоже, что сведение под динамики ноутбуков, смартфонов и прочих лоу-фай устройств потребует особого подхода. Раньше ассортимент устройств, на которых люди слушали музыку не был столь широк, поэтому стоит немного углубиться в эту тему.

Apple свершила целую революцию в сфере прослушивания музыки своими ультра-компактными iPod’ами, выпущенными впервые в 2001. В этих девайсах вмещалось до 40 000 песен, больше, чем в большинстве современных смартфонов (в них было предустановлено до 160 гб памяти).
Apple свершила целую революцию в сфере прослушивания музыки своими ультра-компактными iPod’ами, выпущенными впервые в 2001. В этих девайсах вмещалось до 40 000 песен, больше, чем в большинстве современных смартфонов (в них было предустановлено до 160 гб памяти).

Размер изменился

Принято считать, что для микширования в профессиональной студии необходимо использовать высококачественные полно-диапазонные мониторы. НЧ-динамик большего размера для более точных низких частот, а более высокая номинальная мощность дает лучший динамический диапазон. Однако самый простой способ убедиться, что ваши миксы будут хорошо транслироваться на маленьких колонках, - это… микшировать на маленьких колонках!

Я не предлагаю выбросить ваши классные мониторы за $2000, нужно будет лишь добавить парочку дешевых мультимедийных настольных колонок к вашему сетапу. Я пользуюсь IK Multimedia iLoud Micro в качестве альтернативы. На самом деле, любой продукт потребительского уровня подойдет. Не волнуйтесь об их частотном диапазоне, чем меньше – тем лучше. Пользуйтесь контроллером мониторов, чтобы переключаться между системами воспроизведения в процессе работы. Я переключаю выход моей DAW на встроенные динамики моего iMac, чтобы проверить как дела у песни на shit-control девайсе.

Ограниченный частотный отклик поможет Вам удостоверится, что пробивная бочка 808-го все еще есть в миксе, даже когда нечем воспризвести саб-бас частоты. Другой фактор, на который стоит обратить внимание при сведении на маленьких динамиках – громкость прослушивания, ведь с этими малышами комнату не раскачаешь, по сравнению со студийными мониторами, или приличной стереосистемой в автомобиле.

Музыка живет в средних частотах

Сведение на низких громкостях дает хорошие результаты и позволяет сводить дольше. Старайтесь удостовериться, что микс звучит хорошо на разных громкостях. Кривая Флетчера-Мэнсона играет здесь важную роль. Мозг не воспринимает громкость и частотный отклик линейно, поэтому на более тихих уровнях прослушивания, он концентрируется в основном на средних частотах, в то время как мы воспринимаем такой же объем звука низких и высоких частот как более громкий. Мониторинг на более тихих громкостях позволяет нам сфокусироваться на мидрейндже. Ну и, как гласит знаменитая поговорка, «музыка живет в мидрейндже!»

Еще один хороший совет – при сведении немного отклоняйтесь от точки sweet spot – баланс частот изменится. Можно послушать микс со стороны, в буквальном смысле этих слов, а то и из другой комнаты, это даст более свежий взгляд на звук вашего трека, потому как воспринимаемый баланс частот поменяется.

Бывает, я выхожу из контрольной комнаты и слушаю прямо из-за двери. Порой интересно оценить микс через трещину в двери. Начинают «вылазить» новые детали.

Джо Чикарелли
(Отрывок из книги Бобби Овсински “Карманная книга звукорежиссера.”)

Также, неплохо послушать микс в моно время от времени. Хотя технически вы и проигрываете микс на двух динамиках, стерео разделения на смартфонах и динамиках ноутбуков либо не существует, либо оно искусственно воссоздано. Bluetooth-устройства обычно тоже суммируют сигнал. Если Ваша DAW не имеет удобного способа для моно-мониторинга, такие штуки, как Scheps Omni Channel от Waves позволят легко переключиться от моно к стерео и наоборот.

Waves Scheps Omni Channel и стоковый плагин Logic X Gain с легкостью суммируют ваш микс в моно одной кнопкой.
Waves Scheps Omni Channel и стоковый плагин Logic X Gain с легкостью суммируют ваш микс в моно одной кнопкой.

Фокусируемся в мидрейндж

Наушники, Bluetooth, ноутбук, динамики смартфона - на всех устройствах разный частотный диапазон. Однако, мидрейндж присутствует везде. Если вы сводите на полноценных мониторах, можно сузить воспроизводимый диапазон, чтобы приблизить условия проигрывания к этим «урезанным» устройствам.

Типичная частотная характеристика iPhone 7 Plus при воспроизведении обоих динамиков. Измерено из типичной позиции прослушивания. Частотная характеристика быстро падает ниже 600 Гц и выше 9 кГц, оставляя наиболее полезные частоты приблизительно от 500 Гц до 10 кГц. [Источник: Arve]
Типичная частотная характеристика iPhone 7 Plus при воспроизведении обоих динамиков. Измерено из типичной позиции прослушивания. Частотная характеристика быстро падает ниже 600 Гц и выше 9 кГц, оставляя наиболее полезные частоты приблизительно от 500 Гц до 10 кГц. [Источник: Arve]

Неплохая стратегия – мониторить звук с верхним и нижним обрезным фильтром на выходе. Любой полезный эквалайзер на это способен. Чтобы сэмулировать более маленькие по размеру системы, выставьте фильтры на 400Гц и 6кГц. Помните, что нужно выставлять фильтры чуть раньше/позже этих частот, если вы используете не очень крутые колени (≤12дБ на октаву), либо ближе, если колено более крутое (>12дБ на октаву). Смотрите изображение ниже.

Хорошее звучание на мобильной акустике, изображение №4

Лечим low-end эквалайзером и гармониками.

Обычно мы бустим лоу-энд на басу и бочке, чтобы придать им больше объема. Это не будет работать при прослушивании на маленьких колонках, поэтому сводя бас вместо того, чтобы бустить меньше 80 Герц, сфокусируйте эквалайзер немного выше, это пробудит верхние гармоники баса. В большинстве поп-стилей (EDM, HipHop, R&B, и др.) это используется, чтобы удвоить, а то и утроить присутствие басовой линии различным гармоническим наполнением. Попробуйте объединить саб бас для крайних низов, дорожку в более высоких октавах, чтобы выделить атаку и артикуляцию с панчевой дорожкой в мидрейндже. Если аккуратно все соединить, то бас будет слышен на всех динамиках.

Бочки также полагаются на усиленные низкие частоты для акцента. В качестве альтернативы, попробуйте добавить немного искажений в нижнюю часть бочки чтобы сгенерировать гармоники с более высокими парциальными частотами. Высшие гармоники создают иллюзию того, что на самом деле слышна основная гармоника, в то время как эти низкие частоты почти или совсем не звучат. Усилители басов, такие как процессор Waves MaxxBass, являются одним из примеров плагина, специально разработанного для создания слухового присутствия этих недостающих низкочастотных основ.

Хорошее звучание на мобильной акустике, изображение №5
Waves MaxxBass и Brainworx bx_boom! имеют простое управление, помогают добавить яркости басовым инструментам даже на небольших динамиках.
Waves MaxxBass и Brainworx bx_boom! имеют простое управление, помогают добавить яркости басовым инструментам даже на небольших динамиках.

Если микшируете саб-бочку (например, бум 808-го) и у нее нет ничего выше 400 Гц или около того, можно наложить её вторым слоем или вставить другой удар с большей атакой или даже добавить сэмпл хай-хэта. Добавление щелчка в диапазоне 5 кГц к бочке придаст присутствия, она будет в миксе даже тогда, когда вы не чувствуете или не слышите низкие частоты.

Динамика

Чтобы сгенерировать низкие частоты, динамик должен двигать воздух. Одним из фундаментальных ограничений маленьких динамиков является то, что их диффузоры недостаточно велики для этой задачи. Если в музыке слишком большой динамический диапазон, эти динамики просто уходят в дисторшн или выходят из строя. Именно по этой причине сильно скомпрессированная музыка с очень небольшим динамическим диапазоном обычно звучит четко и мощно на небольших динамиках.

Разумная компрессия и лимитер - Ваши друзья. Не нужно жестко давить абсолютно все в миксе. Как уже говорилось в нашем блоге о последовательной компрессии (на сайте Sonarworks), почти всегда лучше использовать несколько этапов компрессии и лимитирования в потоке сигнала.

Хороший способ добавить ясности и присутствия инструментам уровня low-end – параллельная компрессия. Параллельная компрессия может применяться к бочке, басу, различным подгруппам или даже к целому миксу. Идея состоит в том, чтобы добавить щелчок и хруст и соединить сигналы. Добавление гармонических искажений к параллельной шине также эффективно для выявления высших гармоник, при условии, что искажения не становятся слишком очевидными.

Разделение частот также полезно для бас-бочек с очень низкими частотами. Чтобы использовать разделение частот, создайте два канала посыла и два канала возврата и вставьте high-pass полку с крутым коленом на один дополнительный возврат и фильтр low-pass на другой. На одном канале отфильтруйте все, что выше 100 Гц, а на другом, отфильтруйте все, что ниже 100 Гц. Вместе эти два канала должны звучать так же, как ваш исходный трек.

Теперь заглушите низкочастотный aux так, чтобы вы слышали только высокие частоты сигнала. Добавьте немного сатурации, чтобы возбудить гармоники, и немного компрессии, чтобы выровнять презенс, и смешайте вместе высокие и низкие aux-ы, чтобы звук приобрел особую четкостью низких и средних частот, вы услышите, как он будет пробиваться даже на маленьких динамиках.

Здесь мы можем наблюдать сетап в Logic с двумя Fabfilter EQ разделяющими 808 бум на верхний и нижний каналы. Плагины Little Radiator от Soundtoys и Analog Channel от McDSP дают гармонические искажения и сатурацию, чтобы усилить порцию высоких на 808, в то время как порция саб баса остается нетронутой.
Здесь мы можем наблюдать сетап в Logic с двумя Fabfilter EQ разделяющими 808 бум на верхний и нижний каналы. Плагины Little Radiator от Soundtoys и Analog Channel от McDSP дают гармонические искажения и сатурацию, чтобы усилить порцию высоких на 808, в то время как порция саб баса остается нетронутой.

Другой вариант - многополосная обработка. Вместо того, чтобы использовать посылы и каналы микшера, попробуйте использовать многополосную сатурацию, чтобы улучшить определенные области частотного диапазона. Например, Ozone 9 Suite от Izotope имеет модули многополосного эксайтера, пленки и компрессора, подходящие для этой задачи. Многополосный микшер Blue Cat MB-7 позволяет создавать до 7 частотных полос, которые можно обрабатывать индивидуально с помощью встроенных эффектов от сторонних производителей.

Многополосный Эксайтер в Ozone 9, настроенный, чтобы обрабатывать только диапазон 100Hz – 600Hz. Обратите внимание: слайдеры верхних и нижних полос стоят на 0.
Многополосный Эксайтер в Ozone 9, настроенный, чтобы обрабатывать только диапазон 100Hz – 600Hz. Обратите внимание: слайдеры верхних и нижних полос стоят на 0.

Заключение

Несмотря ни на что, оптимизация микса для небольших динамиков всегда влечет за собой определенный компромисс. Размещение фильтров высоких и низких частот на шине микширования - отличный способ приблизиться к звуку маленьких динамиков. Не ждите от динамика iPhone мощных 808 или грохочущих басов. В конечном итоге нам нужен микс, который отлично звучит на широкополосных динамиках, но при этом не теряет важных музыкальных элементов на небольших системах. И последнее: не забудьте выключить фильтрацию шины с фильтрами и моно режим перед тем, как вывести микс в файл!

Перевод и локализация: Studio Day

К списку новостей Следующая новость