4 совета для идеального гейн стейджинга

4 совета для идеального гейн стейджинга

О чем статья

В последние годы на форумах случались дебаты по поводу правильного гейн стейджинга и его ценности в сведении. Гладиаторы форумов продолжали бой за этот концепт, и да, в этой статье я с ними соглашусь, гейн стейджинг действительно важен, но никто не станет отрицать, что ландшафт, с которым мы работаем, немного поменялся. Если понятие гейн стейджинга для вас ново, будет трудно понять, о чем вообще дальше пойдет речь. Отсюда вытекает вопрос:

Что такое «гейн стейджинг»?

В общих чертах, гейн стейджинг — это регулировка громкости в каждой точке усиления, через которую проходит сигнал на пути к мастер-шине. «Точки усиления» могут включать в себя предусилители, фейдеры каналов, плагины или аппаратную обработку сигналов — практически везде, где у вас есть возможность регулировать громкость при прохождении сигнала. Цель состоит в том, чтобы установить уровни в каждой точке усиления так, чтобы следующая точка получила идеальный уровень сигнала.

Эта практика берет свое начало в старые времена аналоговой записи. Инженеры должны были поддерживать сигнал достаточно горячим, чтобы он оставался выше минимального уровня шума, вносимого практически каждым элементом оборудования в сигнальной цепи (особенно магнитофоном), но не настолько горячим, чтобы он начал искажаться или клипповать. Несмотря на то, что небольшое количество аналогового искажения действительно может добавить что-то к записям при умелом использовании, чрезмерное усердие может привести к тому, что треки станут непригодными для сведения. Это как разница между обугливанием стейка снаружи и его полным прогоранием.

Уравновешивание, необходимое для того, чтобы оставаться в этом приятном, с точки зрения звука, месте — это гейн стейджинг. Появление технологии цифровой записи означало, что минимальный уровень шума стал менее серьезной проблемой, но резкость цифрового искажения и клиппирования гарантировала, что передовые методы настройки усиления по-прежнему были обязательными для инженеров.

Все поменялось

Перенесемся в сегодняшний день, ведь все немного изменилось. Появление 32-битной и 64-битной записи открыло новую эру большего динамического диапазона, заменив фиксированную точку, в которой было введено цифровое ограничение (0 dBFS), на плавающую точку, которая обеспечивает неограниченное усиление без ограничения.

Господи, какое прекрасное время! Я полагаю, что люди наконец-то могут начать делать хорошую музыку, теперь, когда нам не нужно тратить свою жизнь на беспокойство о клиппинге.

Итак… гейн стейджинг все еще важен?

Без сомнения, отсутствие необходимости беспокоиться о цифровом клиппинге в сессиях DAW дает нам всем хорошую передышку. Заманчиво прийти к выводу, что гейн стейджинг больше не имеет значения. Если превышение 0 дБ полной шкалы не приводит к клиппированию или плохому звучанию, нет причин избегать этого… верно?

Не так быстро, приятель! Тот факт, что клиппинга в DAW больше нет, не означает, что мы избавились от риска клиппинга. Несмотря на то, что все DAW предлагают запись с плавающей точкой, цифровое потребительское аудио по-прежнему имеет те же ограничения на пиковый уровень, которые были у нас в эпоху фиксированной точки.

Чем больше мир меняется, тем сильнее он выглядит таким же как раньше

Помимо форматов релизов, есть еще одна большая проблема, связанная с цифровым гейн стейджингом в эпоху DAW с плавающей точкой. Какой бы большой ни была гибкость, обеспечиваемая цифровой записью, оказывается, многим людям по-прежнему нравится звук аналогового оборудования.

Вы не обязательно найдете тонну аналогового внешнего оборудования в обычной домашней студии, но в последние годы наблюдается огромный всплеск спроса на аналоговое программное обеспечение. Этот спрос был удовлетворен некоторыми впечатляющими и поразительно точными цифровыми эмуляциями фаворитов среди аналоговых приборов. Проблема с точностью этих воссозданий заключается в том, что мы должны принимать все хорошее, что есть в оригинальных приборах вместе с плохим. Возможность добавить приятное количество искажений в аналоговом стиле сопряжено с риском добавить их слишком много. Нельзя жарить стейк без опасности сжечь его, понимаете о чем я?

Как вам поездочка? От потребности в хорошем гейн стейджинге, до отсутствия необходимости в нем вообще, и снова в место, где необходимость снова возникает. Если вы надеялись прочитать здесь, что гейн стейджинг не нужен… извините, что разочаровал вас, но это не так. Хотя есть и хорошие новости! Да, гейн стейджинг по-прежнему имеет значение. И сделать это в DAW намного проще, чем в полностью аналоговой студии.

А теперь, без лишних слов, я представляю вам те четыре совета, которые обещал!

1. Используйте измерения с пре-фейдера

В большинстве DAW есть несколько вариантов работы метров. Режим Post-fader показывает сигнал после изменения гена посредством движения фейдера, в то время как pre-fader позволяет увидеть сигнал независимо от позиции фейдера. Поскольку каждый плагин, который вы добавляете на дорожку, потенциально может добавить нежелательные искажения или даже клип, знание уровня поступающего на него сигнала имеет решающее значение.

Давайте проведем небольшой мысленный эксперимент, чтобы понять, почему измерение до фейдера может быть полезным. Допустим, вы не используете префейдерный замер. Вы смотрите на индикатор на треке и видите, что он становится горячим — скажем, пики около -3 dBFS. Чуть позже мы более подробно рассмотрим идеальные уровни, но я предполагаю, что вы уже знаете, что ваши плагины любят уровень пиков около -12. Итак, вы опускаете фейдер на 9 дБ, и теперь ваш измеритель показывает здоровые пики при -12. Вроде все ок, верно?

Конечно нет! Регулировка вашего фейдера не изменит уровень сигнала, получаемого инсертными эффектами, потому что эти эффекты располагаются перед фейдером в общей цепочке сигналов. Именно здесь вступает в действие префейдерный замер. Отсечение или добавление искажений в плагине — одна из основных ловушек плохой настройки цифрового усиления. Гораздо легче узнать, не создаете ли вы себе проблемы, если ваши измерители дают вам правильную информацию для работы.

К слову: узнайте, для какого уровня сигнала оптимизированы ваши любимые плагины

Помните число -12 dBFS, о котором я упоминал ранее в отношении пиковых уровней? Это было неслучайно. Многие встроенные эффекты (аналоговые эмуляции и другие) оптимизированы для приема входящего сигнала со средним уровнем -18 RMS, с пиками около -12 дБ полной шкалы, в рамках конвенции из аналоговых времен.

Тем не менее, не надо торопиться с использованием этого совета. Я знаю, что это немного утомительно, но действительно стоит обратиться к руководствам любых плагинов, которые вы регулярно используете, чтобы узнать, с каким уровнем сигнала они работают лучше всего.

2. Для хорошего сигнала используйте Clip Gain, либо Trim плагины

Итак, у вас настроен префейдерный замер, вы прочитали руководства по плагинам, но сигнал на дорожке все равно слишком горячий. Мы знаем, что фейдер канала не решит проблему. Как пноять, что ваши плагины видят правильный сигнал?

В зависимости от того, какую DAW вы используете (а также какие плагины), у вас есть несколько вариантов. Один из них — настроить гейн самого клипа, пока сигнал не станет оптимальным для плагинов, которые вы планируете использовать. Где вы это сделаете, зависит от вашей DAW. В Pro Tools это можно сделать прямо на клипе:

4 совета для идеального гейн стейджинга (часть 2), изображение №1



В Logic, на боковой панели слева:

4 совета для идеального гейн стейджинга (часть 2), изображение №2



В Ableton Live данный фейдер находится в окне клипа внизу:

4 совета для идеального гейн стейджинга (часть 2), изображение №3



Другой способ – вставить в инсерт utility/trim плагин в самом начале цепи. Можно подкрутить гейн там, и каждый плагин в инсерте, который будет идти после первого, получит адекватный сигнал с нужным вам уровнем.

Другой вариант – подстроить input gain в самом плагине. Данная опция не всегда доступна, например, аутентичные эмуляции LA-2A не имеют ручки input gain, так что рассчитывать на эту опцию во всех плагинах не стоит.

3. Для самых громких мест в песне настройте обработку на групповой шине

Хотя аналоговая и олдскульная цифровая проблема клиппинга шины не является проблемой для 32-битных сессий, те же соображения, во избежание перегрузки инсерт-эффектов в каналах, применимы и к обработке шины. По самой своей природе плагины, предназначенные для работы в качестве обработки шины, смогут обрабатывать более высокие пиковые уровни, чем те, которые предназначены для использования на отдельных дорожках — они и сделаны для этого, ведь группа дорожек, направленных на шину, вместе будет иметь пик на более высоком уровне, чем одна дорожка.

Тем не менее, многие плагины, предназначенные для использования на шинах (и, конечно, любые плагины, эмулирующие аналоговые приборы), по-прежнему не предназначены для обработки уровней входящего сигнала выше 0 дБ полной шкалы. Нет, вы не можете клипить шину при работе с 32-битной плавающей точкой; да, можно обрезать в клип сигнал компрессора на группе.

Хороший способ получить представление о входящем сигнале для обработки шины — найти самые громкие моменты и отметить, на каком уровне они достигают пика. Если на группу идет слишком горячий сигнал, есть несколько вариантов, как с этим справиться.

Один из них — прибрать уровни дорожек, которые направленны в эту группу. При необходимости можно компенсировать потерю сигнала фейдером на групповой дорожке.

Другой вариант - это подход, специфичный для операций с плавающей точкой, аналогичный тому, как вы справитесь со слишком горячим каналом: поместите служебный плагин в начало цепочки обработки шины и уменьшайте усиление, пока не достигнете оптимального уровня. Опять же, компенсируйте фейдер по мере необходимости.

4. Оставляйте хэдрум для мастер шины

Помимо клиппинга или перегрузки плагинов, другая потенциальная проблемная область для цифрового гейн стейджинга находится на вашей стерео-шине. Если вы работаете в сессии с плавающей точкой, применяются те же правила, что и для клиппинга канала или групповой шины, то есть уровни выше 0 технически не будут клиппингом. Конечно, ваша стерео-шина — это последняя остановка вашего микса в его путешествии с плавающей точкой, прежде чем он должен воссоединиться с неумолимым миром звука с фиксированной точкой, где клиппинг снова вызовет беспокойство.

Во времена аналоговой или ранней цифровой записи простое понижение мастер-фейдера не было решением проблемы клиппированного микса. Клиппинг случался именно перед фейдером, поэтому понижение уровня просто приведет к более тихому, все еще обрезанному миксу.

В сессии с плавающей точкой вы можете просто снизить уровень сигнала мастер-фейдером и передать микс на мастеринг с нетронутой динамикой. Но вам все равно придется соблюдать некоторые меры предосторожности, если вы используете обработку на мастер-шине в своем миксе. Если вы планируете использовать компрессию, эмуляцию ленты или любую другую обработку, которая может плохо реагировать на чрезмерно горячие уровни, вы добьетесь лучших результатов, исправив уровень гейна utility/trim плагином в начале цепи.

Или, конечно, вы всегда можете просто сделать что-то по старинке и убедиться, что ваши фейдеры установлены так, чтобы микс был на адекватном уровне. Что бы вы ни делали, убедитесь, что вы не «исправляете» пики мастер-шины агрессивным лимитированием. Ваш мастеринг-инженер будет ненавидеть вас за то, что вы отправили ему готовый микс, который имеет пик на 0 и выглядит и звучит так, как будто он получил 8 дБ gain reduction’а с помощью лимитера.

Заключение

Нет никаких сомнений в том, что цифровой гейн стейджинг является более простым и менее неумолимым процессом, чем его эквивалент аналоговой эры, но мы все еще должны следить за уровнями. По правде говоря, хотя я и готов признать, что некоторые ранее недоступные решения гейн стейджинга хороши (например, подстройка уровня utility/clip плагином), я по-прежнему не убежден, что они точно лучше, чем соблюдение традиционных передовых практик. Мне кажется, что время, потраченное на то, чтобы отдельные треки, групповые шины и весь микс воспроизводились на нужном вам уровне, точно полезно. При чем, независимо от того, нужно ли избегать клиппинга или дисторшна в этом конкретном треке или нет. Конечно, процесс у всех будет разным, поэтому найдите тот способ, что лучше всего подходит вам! Хорошая новость: этих методов всего несколько.

Перевод и локализация: Studio Day

К списку новостей Следующая новость