Как смягчить грубый микс (+ 4 великолепных плагина)

Как смягчить грубый микс (+ 4 великолепных плагина)
Автор: Иан Варго

О чем статья

Когда я работаю над музыкой, я прослушиваю ее в различных помещениях, на разных мониторах, на низкой, средней и высокой громкостях. При громком прослушивании я часто ищу грубости и шероховатости, что так же можно определить как неприятные ощущения в районе средних и высоких частот (да, это широкий диапазон, знаю).
Грубость (чрезмерное звуковое давление) может проявляться как на отдельной дорожке, так и «накапливаться» из слоев нескольких источников звука одновременно. Такое быстро вызывает усталость ваших ушей и просто на просто будет отвлекать от прослушивания.
В таких делах вам встретятся следующие обычные подозреваемые:

Вокал

Человеческий голос невероятно сложен в устройстве, и бывает, что его с трудом дается как записать, так и уложить в микс, то есть он может стать проблемой на всех стадиях, вплоть до мастеринга. В большинстве жанров (а особенно в поп-музыке) предпочитают яркий, чистый, выделяющийся и мощный вокал, и порой непросто передать эти качества, да еще и так, чтобы у слушателя не возникало ощущения, будто ему возят теркой по ушам.
Мой метод сведения вокала обычно включает использование клип-гейна для выравнивания динамического диапазона до определенного уровня, чтобы сигнал не перегружал компрессоры или сатураторы, которые я кладу на вокал. Самые частые шероховатости в звуке будут на шипящих – «ссс», «чччч», «шшш» и их производных.
Я отслеживаю шипящие во всем миксе и применяю клип-гейн, доводя их до комфортного уровня прослушивания. Эти звуки должны звучать натурально, ни громко, ни тихо, так как сатурация все равно разгонит этот сигнал после обработки. Есть несколько типов обработки, которые я использую для того, чтобы «приручить» шипящие, ниже мы еще вернемся к этому. Тем не менее, работа с клип-гейном до того, как вокал красится обработкой важнее всего. Да, это занимает время, но зато есть возможность убедиться, что вокал звучит достаточно ярко и в то же время не утомляет слушателя.
В дополнение к вышесказанному нельзя не упомянуть де-эссеры, при работе с шипящими их используют чаще всего, очень удобная вещь, широко используется как любителями, так и профессионалами.

Ударные (особенно малый барабан)

В современном музыкальном продакшне выделяется не только вокал. Другой пример - малый барабан, его должно быть хорошо слышно в любом месте аранжировки. Для, чтобы малый прорывался сквозь микс, приходится принимать радикальные меры, независимо от того, акустический барабан или синтезированный.
Между тем барабаном из мемов и таким, который одновременно выступает движущей ритмической силой, прекрасно сидит в миксе и обладает должным тембром, лежит тонкая грань.
Компрессия может помочь достать нужные транзиенты, но не надо недооценивать аугментацию (усиление ощущения мощности удара путем подмешивания дополнительных семплов или звуков) или даже замену барабана, если малый не прорезается сквозь остальные слои микса. Вместо того, чтобы излишне бустить средние и верха, пытаясь вытащить барабан на поверхность, гораздо лучше подложить сэмпл под оригинальную партию. Так вы не привлечете никаких резких искажений в общую картину, и дополнительная эквализация не потребуется.
Вдобавок к малому барабану, тарелки и хай-хэты могут быть проблематичными, привнося рассыпчатые резонансы и звон, постоянно привлекая внимание слушателя. Как только правильные уровни настроены, иногда я применяю немного сайд-чейн компрессии (по-другому называемой “ducking”), используя вокалы или бочку и малый барабан в качестве триггера. Это нужно чтобы слегка снизить громкость оверхэдов во время раскатистых пассажей. Некоторые инженеры используют де-эссеры на тарелках, и несмотря на то, что я в этом тоже вижу определенные выгодные моменты (де-эссер – это всего лишь компрессор, нацеленный на определенную полосу частот, обычно узкую, на верхах), это не та техника, которую обычно выбираю я сам.

Гитары

Гитары, как акустические, так и электрические, спроектированы, чтобы излучать звук, легко прорезающийся через плотные аранжировки, и именно из-за этого они могут звучать неприятно, особенно если они плохо записаны и сведены. Дешевая акустическая гитара, записанная в неподготовленной комнате, может стать настоящей головной болью, когда дело дойдет до сведения.
Один из самых действенных методов при записи акустической гитары заключается в следующем: нужно направить конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой на стык грифа с корпусом, и микрофон с большей диафрагмой, нацеленный на нижнюю часть корпуса, примерно в метре от него. В такой связке приличная порция яркого звука будет сниматься нековым микрофоном, так что, если вы применяете такой метод, уделите внимание балансу между ними. Поднимая громкость некового микрофона, вы будете контролировать громкость хай-энда (если конечно, все удалось записать хорошо).
Электрогитары привносят свои уникальные особенности. Кстати, хай-гейновый перегруз проще сводить, потому что, в общем-то говоря, он не очень-то динамичен по своей природе. Скругление формы волны при перегрузе стало в результате тем самым пресловутым «дисторшном», который так все полюбили. Ниже на скриншоте как раз показан визуальный пример такой волны.

Гитары с дисторшном в Pro Tools. Обратите внимание на недостаток динамики в результате искажений от перегруза.

Чистые гитары представляют больший вызов для инженера, ведь если нет компрессии при записи (через педаль эффекта или любого другого компрессора), они будут звучать довольно динамично и ярко. У меня есть Vox AC30, и несмотря на то, что я его безмерно люблю, бывает, что он сильно кусается, его звук нужно «приручать», либо компрессией, либо эквализацией, либо еще каким-нибудь образом.

MXR dyna comp, одна из моих самых любимых педалей

Синтезаторы

Про синтезаторы я могу написать целую книгу. Процесс синтеза невероятно сложный и в результате может получиться любой мыслимый и немыслимый звук. Синтезаторы могут звучать жирно и в то же время иметь перкуссионный характер, быть яркими и нежными, звучать приглушенно, но властно, короче: синтезаторы могут обладать всяческими звуковыми качествами одновременно, такими, которые в вашем воображении не смогут сосуществовать.
В некоторых случаях, нельзя доверять тому, как ведет себя синтезатор, его поведение можно описать словом «непостоянный». На протяжении песни его характер звука в общей картине может меняться, и здесь нам поможет автоматизация громкости. Мне пришлось найти особые плагины, которые адаптируются к материалу (определённые компрессоры, динамические эквалайзеры, и т.д.), чтобы успешно сводить синтезаторы. Чуть больше про данные плагины далее.
Несмотря на все ухищрения, приведенные выше, нет ничего лучше хорошего исходника. Да, обработка на канале вроде эквалайзеров поможет избежать какой-то грубости при записи, но правильная расстановка микрофонов, их правильный выбор — это уже полдела, первая линия защиты. Тем не менее, если материал все же записан не очень хорошо, вот вам мой список плагинов, которые я использую, чтобы справляться с неровностями и грубым звуком при сведении.
Oeksound soothe2
Soothe2 и его предшественник Soothe были специально спроектированы, чтобы разглаживать грубые места в аудио треках. Oeksound сами называют soothe2 «динамическим подавителем резонансов». Его идея в том, что он ведет себя как компрессор, то есть он динамически считывает исходный материал, но на частотный спектр влияет как эквалайзер.
Проще говоря, soothe оставляет в записи то, что вам нравится, и убирает то, что режет слух.
Если рекомендовать один универсальный плагин для «приручения» шероховатостей и неровностей, то я точно порекомендую soothe2. Я использую его как на отдельных дорожках (особенно на ведущем вокале, в конце цепочки эффектов), так и на подгруппах (soothe2 творит чудеса на подгруппе ударных, особенно если там избыток железа), и даже на мастер шине (ищите пресет «ear-friendly on top master», будет от чего оттолкнуться).
https://youtu.be/vk055rXHaK4
FabFilter Pro-MB и Pro-Q 3
Плагины FabFilter известны своим прекрасным пользовательским интерфейсом, прозрачным звуком и кучей полезных фишек. Я пользуюсь двумя этими плагинами для широкого спектра задач, они отлично справляются с неровностями в звуке.
The Pro-Q 3 теперь имеет режим динамического эквалайзера. Для того, чтобы выявить частоты, в которых есть перенасыщение звуком, я обычно использую инструмент спектрального анализа, затем создаю полосу в этом месте и работаю с ней в нужном направлении. Pro-Q 3 лучше всего работает в самом начале инсерта на ярких нотах, убирая частоты, утомляющие слушателя еще до этапа сатурации или компрессии.
Pro-MB просто отличный многополосный компрессор, невероятно полезный для таких партий, где почти все в порядке на всем диапазоне, но кое-где требуется аттеньюация (снижение уровня сигнала). Применять Pro-MB можно на отдельных треках, подгруппах и иногда на мастер шине.
https://youtu.be/KpfjRgQdKDE
UAD Empirical Labs Distressor
Данная эмуляция знаменитого компрессора от Empirical Labs (железную версию которого днем с огнем не сыщешь) отлично копирует оригинальный аппарат, его философию, агрессию и отклик. Дистрессор хорош в нескольких моментах в частности, он великолепно справляется с перкуссионными инструментами. Я постоянно применяю его на бочке, румах, оверхэдах, бас гитаре и вокалах.
Как я отметил выше, Distressor имеет довольно агрессивный тон. Каким же образом он оказался в перечне плагинов, которые хорошо убирают грубость в звуке, спросите вы? А таким: Distressor идет в комплекте с функцией «band emphasis», она добавляет эквалайзер в цепь, что делает устройство более чувствительным к грубым местам в области средних частот. Именно по этой причине Distressor подходит ко всему, что немного выпирает серединой - малому барабану, оверхэдам или вокалу.
https://youtu.be/xuzPYtALTFs
Ваш любимый компрессор (в правильном пользовании)
Я использую компрессор по разным причинам. Самое частое применение – это когда нужно снизить динамический диапазон отдельных треков.
Недавно, в одном треке, что я сводил, вокалист выдал невероятную динамику. Определенные моменты были на уровне шепота, а другие почти на крике. Хоть я и начал с клип-гейна, основную работу все равно делали компрессоры. Иногда подобные слишком динамичные дорожки имеют тенденцию «выпирать» и давать слушателю неприятные ощущения. Перед тем, как применить эквалайзер и полностью поменять тембр сигнала, попробуйте немного поиграть с уровнями, возможно это решит проблему.
В добавок к вышесказанному, определенные компрессоры являются замечательными «генераторами тона», многие из них красят любой звук, который проходит через них. Вот некоторые из моих самых любимых: Fairchild 660/770, Tube-Tech CL 1B и Teletronix LA-2A. Все они доступны в качестве эмуляции от компаний Universal Audio и Waves (в частности). Гораздо важнее бренда – понимание того, как работают те или иные приборы, ведь даже ваш стоковый компрессор DAW способен на чудесные вещи, особенно если правильно подобрать настройки под контекст вашего трека.
Ваш любимый эквалайзер (в правильном пользовании)
Пожалуй, никакие эффекты обработки не сравнятся со старым добрым эквалайзером по степени редактирования грубых моментов в звуке. Годами я пользовался стоковым 7-ми полосным эквалайзером Pro Tools EQ3 для вычитательной эквализации, и у меня нет жалоб относительно его функциональности и звука. Когда я продюсирую музыку в Abletone Live, у меня не возникает никаких претензий к встроенному эквалайзеру. Logic идет с несколькими классными предустановленными плагинами эквализации, включая один из тех, что эмулирует известную и признанную во всем мире железку.
Тут моя мысль похожа на ту, что я пытался донести в разговоре о компрессии – хотя на рынке и очень много очень «шелковых» по звуку плагинов эквализации, лучшими все равно будут те, с которыми вам удобней всего обращаться. Гораздо важнее понимать концепт и функции эквалайзера, чем иметь самый последний и модный софт.
Уметь пользоваться эквалайзером и иметь натренированные уши просто необходимо. Понимание того, как музыкальные элементы ведут себя на протяжении всего частотного спектра (в особенности между 1-15 кГц) позволят вам делать осознанные действия с эквалайзером во время принятия решений.
Существует куча ресурсов и упражнений для того, чтобы повысить уровень своего мастерства, например Quiztones.
iZotope Ozone 9
Несмотря на тот факт, что я всегда рекомендую убирать все зазубренности и грубости на уровнях дорожек до того, как вы приметесь за работу на мастер шине, флагманский набор для мастеринга от iZotope включает в себя набор модулей, которые помогут вам, словно скульптору, слепить более приятный на слух общий тон всего микса.
Динамический Эквалайзер хорош для смягчения нагромождений в районе верхней середины, что характерно для треков с большим количеством треков. Дополнительно к этому, модуль ‘Spectral Shaper’ был специально создан для того, чтобы управлять динамикой определенной частоты вашего материала. Если микс страдает от грубых транзиентов, скажем, малого барабана, хай-хэтов или акустической гитары, ‘Spectral Shaper’ может исправить эту проблему.
Одно из моих любимых развлечений в Ozone – это запустить помощник мастера и посмотреть, что он думает о моих миксах. Если он предлагает повесить массивный купол или чуть «отщипнуть» от какой-то частоты, я вернусь к миксу и попробую исправить это на уровне дорожек, до мастера. Если он говорит, что у меня слишком много всего между 60-120 Гц, лучше вернуться к дорожкам бочки и баса и исправить все на раннем этапе.
https://youtu.be/6yVesdLOXOM

Итог

Одна из самых частых отличительных черт записей с низким бюджетом – неравномерность и наличие шероховатостей, и есть несколько вещей, на которых я концентрируюсь больше, чем на чистом и приятном звуке. Можно утверждать, что цифровой звук по своей природе более хрупкий, чем аналоговый, и я считаю, что привнесение некоторого аналогового оттенка в мою работу с использованием оборудования и плагинов, имитирующих железо, имеет большое значение для обеспечения теплого, пробивного, но никогда не резкого финального продукта.

Переведено и локализовано: Studi Day
К списку новостей Следующая новость