Почему мой бас не звучит и как это исправить

Почему мой бас не звучит и как это исправить
Автор: Тики Хореа

Чаще всего именно плохой мониторинг является причиной, по которой не получается делать звук, доводящий слушателя «до мурашек». Иногда это из-за недостатка навыков, но в этой статье речь пойдет не о них.
Как только вы нормально отстроите мониторы, вы заметите, как ваши миксы стали прибавлять. Также:
• Не придется тратить время, проверяя миксы на других аудио системах
• Можно будет доверять именно тому, что идет из колонок и перестать сомневаться в творческих решениях
Перед тем, как продолжить, я бы хотел поделиться с вами небольшим секретом: невозможно сделать свою комнату полностью ровной в плане АЧХ. Такое возможно только в исключительных условиях наподобие комнат Microsoft Audio Labs. Что важно для нас, так это минимизировать акустические пики и провалы, которые обычно присутствуют в наших комнатах.
Как только вы наконец-то обнаружили (или признали), что та среда, в которой вы обычно слушаете нуждается в коррекции, первое что приходит в голову – сменить акустику, верно? Или, возможно, вы уже начали думать об акустическом оформлении? Так или иначе, первым шагом должен стать поиск правильного положения мониторов в комнате. И только после - акустическое оформление.
Динамики похожи на микрофоны в том смысле, что подвинь их на пару-тройку сантиметров вправо-влево, и звук изменится.
Вот пара идей как лучше всего располагать динамики в комнате. Вооружайтесь рулеткой.
1. Расположите пламя звука вдоль комнаты, а не поперек.
Это даст низким частотам место для разгона, и АЧХ будет прямее. Также при таком расположении будет меньше деструктивных отражений от боковых стен.
2. Расположите динамики на равном расстоянии от боковых стен. То же самое применимо и к точке прослушивания. Для стерео изображения симметрия критична.
3. 2 динамика и ваша голова должны формировать равносторонний треугольник.
Расстояние между вашей головой и каждым динамиком должно быть одинаковым. Можно начать со 110 см.
4. Некоторые мониторы сконструированы так, чтобы их можно было расположить лежа, в то время как есть те, которые можно слушать только в положении «стоя».
Все это можно найти в мануале к вашим мониторам.
5. Располагайте динамики так, чтобы твиттеры (пищалки) были на уровне ушей.
Высокие частоты будут направляющими. Это значит, что если динамики ниже, выше, или не под правильным углом, то то, что вы слышите может звучать не совсем «честно». Можно использовать подставки из поролоновой пены, тем самым направить динамики прямо на уши.
6. Располагайте мониторы на стойках.
Подставки, резиновые коврики (включая резиновые стойки Genelec) редко помогают. Если динамики стоят на столе, вибраций и искажений восприятия не избежать. А еще мониторы на стойках проще двигать.
7. Правило 38%
В прямоугольной комнате идеальное место для прослушивания будет располагаться примерно на 38% длины комнаты от той стены, что позади динамиков. Именно здесь лучше всего будут читаться низкие частоты.
Стоит иметь в виду, что точки a и g применимы только к перпендикулярным прямоугольным комнатам. Если ваша комната имеет другую форму, ищите точку прослушивания относительно симметрии конкретно вашей комнаты. Если есть диван, пусть он стоит по центру относительно ширины. Если есть книжный шкаф, поставьте его за диван, так он будет действовать, как рассеиватель. Не забывайте, что задняя сторона двери может оказаться отличным местом для поглощающей панели. Надеюсь, идея здесь понятна.
Расстояние между передней стеной и динамиками также нужно учитывать. Низкие частоты более омни-направлены (т. е. басы летят во все стороны). Низкочастотные звуковые волны расходятся и отражаются от передней стены обратно к вам. Когда эти отражения сочетаются с прямым звуком из динамика, они создают акустические помехи, вызывая нули или провалы в частотной характеристике. Это явление называется SBIR (Speaker Boundary Interference Response - интерференционные искажения,обусловленные взаимодействием прямого звука громкоговорителей с отражениями звуковых волн от ограждающих конструкций).
Поместите динамики как можно ближе к передней стене.
Утопленный монтаж или установка динамика в полках внутри передней стены обычно встречается в коммерческих студиях с более высоким бюджетом. Для типичных домашних студий следующий вариант более уместен - иногда динамики располагают близко к передней стене.
Из-за близкого расположения к передней стене отрицательные провалы в вашей частотной характеристике сдвинутся к верхам. Для вас это фантастическая новость, потому что более высокие частоты более направленные, а это означает, что они рикошетят слабее, чем остальные. Кроме того, с ними намного легче справиться с помощью стандартной акустической обработки стен.
В большинстве случаев зазор в 20 см или меньше между динамиками и стеной является хорошей отправной точкой для уменьшения окрашивания, вызванного SBIR. Однако лучше проверить характеристики ваших динамиков на предмет того, что производитель рекомендует в качестве минимального расстояния. Возможно, потребуется немного сантиметров запаса для фазоинверторов.
На таких близких расстояниях 10-сантиметровые акустические панели помогут справиться с проблемами, связанными с вычитанием. Помните, что с увеличением расстояния между динамиком и стеной, проблемы с частотами спустятся вниз по спектру и решать их будет сложнее.
Стоит оговориться, что при размещении колонок близко к стене, нужно ожидать небольшого «буста» на басах. Однако, этого можно избежать, используя огибающий эквалайзер, который можно найти в большинстве мониторов.

САБВУФЕРЫ


Когда дело касается поиска места для сабвуфера, у меня имеется пара дельных советов на этот счет:
• Большинство сабвуферов сконструированы так, что их можно ставить близко к стене, на расстоянии около 45 см. Избегайте положений более 60 см от стены.
• Попробуйте расположить саб вдоль воображаемой арки, идущей полукругом от двух мониторов к сабвуферу.
• Чтобы избежать стоячих волн, попробуйте отодвинуть сабвуфер от средней оси комнаты (слегка в сторону от центра)
• Попробуйте метод «ползком» (он описан ниже, в сноске к этой статье).
Сабвуфер нужен не для того, чтобы делать низкие частоты громче, он нужен для того, чтобы расширить диапазон низов вашей системы мониторинга. Таким образом, можно получить плавный переход между сабом и основными колонками. У большинства мониторов ближнего поля уклон начинается в районе от 45 до 70 Гц, а сабвуфер может поднять слышимость вплоть до 30 Гц или ниже.
Если вы сводите только музыку и исключительно стерео-материал, можно «нащупать» точку кроссовера на слух, либо при помощи SPL метра. Просто проиграйте басовую гамму на чистом патче синтезатора от C1 (33 Гц) до A2 (110 Гц) и ищите баланс между всеми нотами, двигая ручку кроссовера. Если вы слышите значительный провал или наоборот, горб на месте точки кроссовера, можно попробовать еще немного подвигать и инвертировать фазу сабвуфера.
Для тех, кто регулярно сводит или создает объемный звуковой контент в форматах 5.1, 7.1 или ATMOS, настройка канала LFE потребует калибровки и долгой настройки. Об этом речь пойдет в другой статье.
Если у вас только один сабвуфер, выполните следующие шаги:
1. Настройте громкость саба так, чтобы заполнить нижние октавы.
2. Установите кроссовер саба для плавного перехода между основной системой мониторинга и сабвуфером.
3. Поэкспериментируйте с фазой.
Если все шаги выше не дали результата, поменяйте место сабвуфера и повторите все сначала
С двумя сабвуферами будет больше преимущества, ведь их можно расположить таким образом, что комната будет резонировать более ровно и давать больше отклика, нежели чем с одним сабом. Однако, устанавливая в комнате 2 сабвуфера, вы тем самым в разы усложняете себе как настройку, так и саму систему в целом. Проделайте те же шаги, что и выше, только разместите сабвуферы симметрично относительно друг друга. Обязательно настройте кроссоверы, уровни и фазу идентично, чтобы отклик баса был «честным».

________________________________________
Метод «ползком». Есть один метод, позволяющий найти идеальное место расположения для сабвуфера. Необходимо поставить сабвуфер в точку прослушивания (sweet spot) и затем начать ползать по комнате в поисках позиции, на которой бас будет звучать интегрировано, нераздельно с мониторами. Как только такое место будет найдено, просто поместите туда сабвуфер, это послужит хорошей отправной точкой для дальнейшей настройки.
________________________________________

БАСОВЫЕ ЛОВУШКИ

Некоторые люди как будто бы боятся акустики. Я понимаю, это сложный предмет, но не более всего остального с чем мы имеем дело. К счастью, не нужно сильно углубляться в акустику чтобы сделать звук студии лучше.
Я бы хотел предостеречь вас от покупки двух коммерчески доступных типов акустического оформления:
1. Треугольных накладок из акустической пены (поролона)

Это не басовые ловушки. Они слишком тонкие для того, чтобы воздействовать на низкие частоты ниже 200 Гц. Они действительно поглощают средние и высокие, но речь-то о низах, не так ли?
Также они не являются хорошими диффузорами (рассеивателями), так как диффузия требует твердых поверхностей, чтобы эффективно отражать звуковые волны, а поверхности этих материалов пористые.
1. Пенопластовые панели в форме коробок из-под яиц

Эти поглощают только высокие частоты. Они недостаточно плотные и недостаточно толстые, чтобы поглощать low-mid и низкие частоты. Это означает, что вы избавитесь от части / большей части гуляющего эха в своей комнате, и это максимум на что они способны.
Лучше всего подходят толстые широкополосные поглотители, они начинают поглощать басы только если их толщина составляет не менее 16 см. Для частот ниже 125 Гц требуется 20 см или более.
В комнате есть 4 места куда можно поместить такие поглотители.
Верно, 4 угла. Низкие частоты имеют тенденцию скапливаться в углах вашей комнаты, поэтому ловушки в углах очень эффективны и, к тому же, экономят пространство.
Расположите панели под углом 45 ° по диагонали в углах. Это создаст более «глубокую» ловушку, ведь воздух между стеной и пеной сыграет важную роль.
Начните с ближайших к динамикам углов. После этого добавьте такие же панели на 2 противоположных углах. Важно: убедитесь, что воздушный зазор не больше глубины материала панелей. Итак, если в акустической панели 25,5 см минеральной ваты, зазор между стеной и панелью не должен превышать эти 25,5 см.
Итак! Вы правильно разместили динамики, настроили сабвуфер(ы) на оптимальную работу с мониторами, акустически оформили свою комнату (затем немного поиграли с позициями мониторов)… что дальше?
Купите Sonarworks reference. Шутки в сторону. Это одна из лучших инвестиций в моей жизни. Точка.
Купите версию Studio, и вы улучшите частотную характеристику своих динамиков и наушников. Вы также получите Systemwide, который позволяет применять одну и ту же коррекцию ко всей системе, чтобы можно было слушать музыку или смотреть фильмы с той же коррекцией, что и при микшировании. Это чрезвычайно важно, потому что ваши уши узнают, как звучит ваше окружение, даже когда вы расслабляетесь. Вот где настоящая многозадачность!
Переведено и локализовано: Studio Day
К списку новостей Следующая новость