Как заставить вокал звучать лучше (Часть 1)

Как заставить вокал звучать лучше (Часть 1)

Как только вы записали, отредактировали и скомпилировали вокалы, небольшая подготовительная работа может принести хорошие дивиденды во время сведения.

Если в вашей песне есть лид-вокал, он почти всегда будет самым важным элементом в миксе: это разговор, который формирует связь между исполнителем и слушателем, рассказчиком истории песни и точкой фокуса, которую помогают выстроить другие инструменты. Конечно, вы это уже понимаете — поэтому вы приложили усилия, чтобы найти идеальный микрофон для своего голоса, записать несколько отличных дублей и даже немного компилировать, чтобы добиться наилучшего исполнения. Теперь вы готовы заняться миксом... верно?

На самом деле, наличие замечательного исполнения композиции в вашей DAW еще не означает, что она готово к микшированию. На самом деле, по моему опыту, вы можете сделать гораздо больше со своим записанным вокалом, чтобы максимизировать шансы на достижение отличного конечного результата. Итак, в этой статье я шаг за шагом проведу вас через мой собственный подход к этому этапу подготовки вокала для сведения. Это не исчерпывающая информация, но с моими миксами работает на ура — и я надеюсь, что она поможет и вам. Готовьтесь, тексты будут длинными.

Убираем шипение

Как только я скомпилировал все дубли в общую партию, я вывожу вокал в один длинный трек, который длится от начала до конца песни. После этого я сразу открываю шумодав. Да, именно его!

Бесплатный плагин ReaFIR входит в состав DAW Cockos Reaper.
Бесплатный плагин ReaFIR входит в состав DAW Cockos Reaper.

В идеале у вас не будет большого количества шума, с которым нужно бороться, и это правда, чем лучше запись, тем меньше работы. Но я обнаружил, что всегда есть некоторая степень шипения предусилителя, гула или других нежелательных шумов, особенно если вы записываете в комнате своего дома, а не в специальной студии. Решение таких проблем с самого начала делает вокальный звук более «открытым», и он будет лучше реагировать на любую обработку, которую вы в конечном итоге добавите к нему в миксе. Представьте, что вы стираете пыль с картины, и теперь она поражает своей красотой еще сильнее.

Существует множество инструментов для удаления шума, но если вдруг вы ничего подобного не приобретали, проверьте свою DAW, там наверняка найдется что-то бесплатное. Например, Cockos Reaper включает в себя плагин ReaFIR (который также доступен в виде бесплатного плагина VST для других DAW в составе пакета ReaPlugs). Кроме того, вы можете экспортировать файл для обработки в отдельной программе — Magix Sound Forge, Adobe Audition и Steinberg Wavelab входят в число аудиоредакторов, которые имеют встроенные алгоритмы шумоподавления и, в зависимости от характера шума, различные нелинейные инструменты редактирования. Такие инструменты есть и в видео приложениях, таких как Final Cut Pro. Но если вы планируете делать это часто, вероятно, стоит инвестировать в специальную программу, такую как RX от iZotope.

RX6 от iZotope – один из лучших плагинов по работе с шумом, внутри множество инструментов по работе со звуком, но на самом деле вам хватит и Reaper от Cockos. Для удаления фонового шума его будет достаточно.
RX6 от iZotope – один из лучших плагинов по работе с шумом, внутри множество инструментов по работе со звуком, но на самом деле вам хватит и Reaper от Cockos. Для удаления фонового шума его будет достаточно.

Типичная процедура с большинством этих инструментов состоит в том, чтобы захватить «шумовой отпечаток», найдя участок записи, состоящий только из шума, сохранить его в качестве эталонного образца, а затем указать программе вычесть все, что имеет эти характеристики, из вокала. Но вы должны быть осторожны как при захвате шума, так и при обработке.

Имея это в виду, убедитесь, что вы не сэмплируете ничего, кроме шума, на который нацелены; у вас абсолютно не должно быть ни вокала, ни каких-либо других звуков. Вам нужно всего несколько сотен миллисекунд, и если вы научитесь улавливать небольшую «тишину» через микрофон во время записи (и убедитесь, что вы сохранили ее при обрезке и экспорте файлов), это будет легко.

Обратите внимание, что очень и очень легко применить слишком сильное шумоподавление — ослабления в 6 10 дБ должно хватить для наших целей. В противном случае вы почти наверняка удалите части самого вокала и будете загромождены нежелательными «веселыми» артефактами. Оба они оставят вас с искусственным звуком, который намного хуже, чем оставить шум в покое!

Молчание - золото

После уменьшения общего уровня фонового шипения я просматриваю файл и удаляю все участки тишины между вокальными пассажами. Почему? Что ж, голос будет маскировать любой шум, когда он присутствует, а когда вокалист молчит, не будет вообще никакого шума из-за протечек в микрофон из наушников, шума рта и всего подобного.

Один из вариантов — использовать шумоподавление, оно будет убирать любые звуки ниже указанного порога. Хотя этот полуавтоматический процесс экономит время, некоторые программы предлагают более сложные автономные альтернативные средства, такие как команда Strip Silence в Pro Tools (у большинства DAW теперь есть эквивалент). Подобно гейту, они улавливают звуки ниже определенного порога и создают тишину в этих местах. Некоторые инструменты позволяют вам изменять уровень, уменьшая громкость разделов ниже порога от небольшого затухания до минус бесконечности (т. е. полной тишины). Другие дают вам возможность автоматического кроссфейда между обработанными и необработанными участками, сглаживая переходы.

Здесь промежутки между фразами и словами были вырезаны, а плавные переходы сглажены фейдами.
Здесь промежутки между фразами и словами были вырезаны, а плавные переходы сглажены фейдами.

Как бы удобны не были все эти инструменты, эффективнее всего будет нарезать и зафейдить все своими руками. Также подумайте о том, чтобы срезать бубнеж и ненужные для вокала частоты хай-пасс фильтром.

На длинных нотах, выравняйте даблы так, чтобы они затухали все вместе. Можно так же воспользоваться эффектом варпа (audio warp) в вашей DAW, если какие-то ноты слишком длинные или слишком короткие. Не забывайте прослушивать дорожку в соло после таких процедур, так как могут возникнуть нежелательные артефакты.

Дыхание

Вдохи — естественная часть вокального процесса, поэтому их полное удаление приведет к неестественному звучанию вокала. Например, очевидный вдох может дать слушателю понять, что последующая вокальная часть будет немного более интенсивной.

Тем не менее, в большинстве популярных жанров компрессия будет применяться к вокальным партиям во время сведения. Применение любого сжатия по отношению к самому вокалу поднимет уровни любых артефактов более низкого уровня, таких как дыхание, до такой степени, что они будут звучать неестественно громко. Вдохи лучше всего уменьшить на 3-7 дб гейна. Найдите их, и вручную опустите уровень гейна в этих местах. Если хочется делать это руками, можете поискать подходящий плагин в своей DAW, наверняка он там будет. Главное – чтобы вдохи не выделялись так же ярко в треке, как вокал.

Секция с вдохом была разделена на отдельный клип с огибающей гейна, снижающей уровень вдоха примерно на 7 дБ.
Секция с вдохом была разделена на отдельный клип с огибающей гейна, снижающей уровень вдоха примерно на 7 дБ.

If you have the time and inclination, another approach is to cut all the breaths out and move them to an adjacent DAW track. Then you can use that track’s fader and automation to set the breath levels very precisely, though note that you’ll have to route both that track and the original part to a shared bus if you want to apply the same vocal processing. By the way, exactly the same technique can be used to reduce essing.

Взрывные согласные

Взрывные согласные почти всегда требуют внимания. Метод грубой силы заключается в применении крутого фильтра высоких частот, который удаляет низкие частоты в тех местах, где возникают взрывные звуки, такие как «p-pops» (аналогично фильтр высоких частот удаляет «ветровые» частоты). Но более совершенным вариантом является применение фильтра низких частот только там, где встречаются взрывные звуки. Опять же, вы можете добиться этого несколькими способами: либо отделив эти тычки от всей дорожки и применив фильтр к клипу/региону, либо автоматизировав частоту среза фильтра. Последний может звучать мягче. Стоит отметить, что если в вашей DAW нет крутых фильтров, вы можете создать более крутые, просто соединив последовательно несколько фильтров высоких частот.

Тем не менее, следите за high-pass фильтрами: если вы уменьшите низкие частоты настолько, что хлопки (pops) пропадут совсем, голос станет тоньше. Таким образом, лучший, хотя и более трудоемкий, вариант — увеличить масштаб p pop (он будет иметь характерную форму волны, которую вы скоро научитесь распознавать) и засплитить дорожку прямо на месте взрывного звука. Затем просто добавьте фейды. Длительность затухания будет контролировать интенсивность взрывных звуков, поэтому настройте фейды вручную.

Сплит клипа для устранения нежелательного взрывного эффекта.
Сплит клипа для устранения нежелательного взрывного эффекта.

Взрывные – не единственная проблема – в записи голоса всегда присутствуют щелчки и клики слюней с резкими транзиентами. Для того, чтобы их убрать, нужно зумить дорожку и точно так же сплитить файл и фейдить транзиенты. Порой можно заполнить ненужную появившуюся пустоту, можно просто скопировав кусочек звука, который был рядом, таким образом слушатель не заметит редактирования.

Фразеология

Если вы не владеете техникой работы с микрофоном, как, например, владеет ей KD Lang, скорее всего некоторые фразы в вашей записи будут мягче, чем остальные. Я не имею в виду намеренно мягкие фразы, которые возникают естественно, я говорю о случайных, внезапно возникающих из-за плохой микрофонной техники, когда вокалист выдохся, либо просто когда вокалист поет одну ноту громче другой.

Многие посоветуют вам накинуть компрессор. Но с компрессией области с низким уровнем сигнала могут остаться нетронутыми, тогда как более громкие секции будут звучать «раздавленными». Несмотря на то, что компрессия, безусловно, имеет свое место в миксе, я считаю, что лучше редактировать уровень вокала в формате «фраза за фразой» (фраза представляет собой группу слов; я не говорю об отдельных словах или слогах), чтобы добиться единообразия в уровне сигнала перед применением любой компрессии; это позволит сохранить более общую динамику. Если вам нужно позже добавить элемент выразительности, которого не было в исходном вокале (например, песня становится мягче в определенном месте, поэтому вам нужно сделать вокал мягче), вы можете сделать это с разумным использованием уровня автоматизации.

ВНИМАНИЕ! Непопулярное мнение! Всякий раз, когда я упоминаю эту технику, «профессионалы в области звука» жалуются на форумах, что я не знаю, о чем говорю, потому что «ни один настоящий инженер никогда не использует нормализацию». Однако речь идет не о той нормализации, чтобы все было громко; ни один закон не говорит, что вы должны нормализовать до 0dBFS, и вы можете нормализовать до любого уровня, который вам нравится. Например, если вокал слишком тихий, но частично это связано с естественной динамикой, вы можете нормализовать, скажем, до 3 дБ или около того по отношению к остальным пикам вокала. (С другой стороны, я часто нормализую все до как можно более общего уровня, потому что большая часть динамики повествования происходит внутри фраз.)

Кроме того, большинство DAW предлагают какой-нибудь способ нормализации до значения RMS (или даже LUFS), а не до пикового значения, и иногда это даже лучше! Хотя лично я считаю, что пиковая нормализация, как правило, хороша; Я сам пою довольно плотно (регулирую всплески энергии в песне расстоянием до микрофона), и это всегда давало именно тот результат, которого я хотел. Кроме того, я иногда использую автоматизацию клип-гейна или пред-инсертную автоматизацию гейна, чтобы сбалансировать клипы, или добавить эффекта естественного окончания нот.

В нижней кривой волны участки, выделенные более светлым синим цветом, были нормализованы — эти участки имеют более высокий пиковый уровень, чем те же участки в верхней кривой.
В нижней кривой волны участки, выделенные более светлым синим цветом, были нормализованы — эти участки имеют более высокий пиковый уровень, чем те же участки в верхней кривой.

Преимущество метода нормализации заключается в том, что вы не добавляете никаких артефактов, которые часто идут рука об руку с компрессией, и не вмешиваетесь во «внутреннюю динамику» фразы. Так, несмотря на то, что звук более четкий и последовательный, он звучит совершенно естественно. Кроме того, если вы позже решите применить компрессию или лимитирование, вам не нужно будет использовать столько, сколько обычно бы понадобилось для достижения той же степени воспринимаемой громкости.

Однако будьте осторожны, не увлекайтесь этим процессом. Если вы начнете нормализовать, скажем, отдельные слова во всех фразах, вы определенно потеряете некоторую динамику, которую лучше было бы сохранить.

Дополнительным преимуществом нормализации техники «фраза-за-фразой» является то, что вы можете определить область, которая начинается сразу после вдоха, поэтому вдох не затронет нормализация. Если ваша DAW выполняет автоматические кроссфейды при обработке фрагмента аудио, вы часто можете применить нормализацию без последствий. Прежде чем приступить к редактированию такого типа, послушайте переход, чтобы убедиться, что нет щелчков или других прерываний. Если есть, вам нужно разделить секцию для нормализации, а затем выполнить перекрестное затухание с соседними областями.

Волшебные свойства Melodyne включают в себя и нормализацию уровня громкости.
Волшебные свойства Melodyne включают в себя и нормализацию уровня громкости.

Обратите внимание, что вы также можете выполнять пофразовую нормализацию с любой версией Melodyne, которая старше Melodyne Essential. Откройте вокал, который нужно исправить, в Melodyne, затем выберите алгоритм Percussive. В этом режиме «капли» представляют собой отдельные слова или, в некоторых случаях, фразы. Выберите инструмент «Амплитуда».

Нажмите на каплю и перетащите её выше, чтобы поднять уровень, или ниже, чтобы уменьшить уровень. Таким образом, вы можно создать плавную вокальную партию с плотным уровнем. И не забывайте, что вы можете сплитить тычки и взрывные звуки если вам нужно больше контроля. Например, это может быть просто тихий конец слова.

Опять же, нужно быть готовы к возможным проблемам. В частности, не пытайтесь увеличить уровни за пределы хэдрума; и имейте в виду, что некоторые капли могут быть вдохом или взрывным —их поднимать не нужно, поэтому слушайте каждое место внимательно.

Хороший де-эссинг

В коммерческих треках наблюдается растущая тенденция к более яркому вокалу. Хотя такой подход и улучшает артикуляцию, он часто делает акцент на звуке «с». Использование де-эссера для приручения таких звуков перед другой обработкой в цепи может сделать звук «с» слишком пронзительным.

Сведенные к самому необходимому, большинство де-эссеров представляют собой компрессоры, воздействующие только на верхние частоты. Многополосный компрессор или динамический эквалайзер также могут выполнять де-эссинг, но специальному де-эссеру обычно требуется меньше времени для настройки. (Кстати, де-эссер может делать больше, чем редактировать только высокие звуки. Недавно я микшировал песню, в которой был слишком громкий вокальный звук «шшш», который не был прямо на самом-самом верху, но, установив де-эссер на его самой низкой частоте, я смог уменьшить его присутствие.)

Waves Renaissance De‑Esser: один из многих де-эссеров в нашей Вселенной.
Waves Renaissance De‑Esser: один из многих де-эссеров в нашей Вселенной.

У большинства де-эссеров есть возможность позволить вам услышать только те частоты, которые он ловит, кнопка обычно зовется чем-то вроде «listen», «audition» или «side‑chain». Также в нем есть элементы управления для установки частоты, на которой происходит де-эссинг, и глубины подавления. При включенной функции прослушивания перемещайте регулятор частоты до тех пор, пока не услышите звук, который вы хотите свести к минимуму, а затем отрегулируйте порог и мощность эффекта.

После отключения функции прослушивания проверьте вокал в контексте с остальными треками. Не удивляйтесь, если вдруг в контексте вокал зазвучит шепеляво, просто немного ослабьте эффект, не переключаясь в соло.

Если окажется, что сложно настроить де-эссер так, чтобы он удалял достаточное количество «ссс», не делая вокал шепелявым, то подумайте о том, чтобы последовательно поставить два де-эссера, каждый из которых будет поэтапно поджимать нужную частоту, или попробуйте динамический эквалайзер. Также можно вырезать «эски» на соседний трек, как говорилось выше в отношении удаления дыхания. Если вы хотите получить действительно точную информацию, вы можете скопировать (не вырезать) шипящие на отдельную дорожку и инвертировать фазу шипящей дорожки. Затем опустите фейдер на минус бесконечность (полностью) и автоматизируйте уровень в нужных местах. По мере того, как инвертированные «эски» смешиваются с исходными, они будут вычитать фазу. (Хотя обратите внимание, что любая дополнительная обработка, которую вы добавляете, должна будет применяться к двум дорожкам вместе, поэтому вам нужно направить их на групповую шину.)

Питчинг

К этому моменту ваш вокал должен звучать чище, с более стабильным уровнем, а любые раздражающие артефакты должны быть устранены — и все это без умаления естественных качеств вокального исполнения. Имея этот прочный фундамент, вы можете начать работу над более сложными процессами, такими как коррекция высоты тона.

Да, критики правы: коррекция высоты тона может высосать из вокала всю жизнь. Однажды я случайно убедился в этом сам, работая над каким-то бэк-вокалом. Я хотел, чтобы они имели ангельское, «совершенное» качество; поскольку голоса уже были очень близки к правильному тону, я подумал, что небольшая ручная коррекция высоты тона даст желаемый эффект. Я был совершенно не прав, потому что коррекция высоты тона просто убрала то, что в первую очередь делало вокал интересным — крошечные различия в высоте между голосами. Несмотря на эпик фейл моего звукового эксперимента, это был ценный урок, он заставил меня начать анализировать вокал и понимать, что делает его интересным и что может убрать коррекция высоты тона.

Тогда же я понял, что критики тоже совершенно не правы! Потому что коррекция высоты тона, если она применяется выборочно, может значительно улучшить вокал, и никто даже не заподозрит, что звук был исправлен. Вокал с коррекцией высоты тона не обязательно должен придавать звуку роботизированный эффект.

Приведенные здесь примеры относятся к Celemony Melodyne, но другие программы, такие как Waves Tune, iZotope Nectar, Synchro Arts ReVoice Pro и, конечно же, их дедушка Antares Auto Tune, работают аналогично. Многие DAW теперь также имеют встроенную аналогичную функцию, в том числе Flex Pitch от Logic и VariAudio от Cubase, а некоторые другие поставляются с версией Melodyne. После того, как эти умные инструменты проанализировали вокал, они графически отображают высоту нот (во многом подобно представлению пианино для нот MIDI). Как правило, вы можете квантовать ноты до определенной гаммы с «более слабой» или «более жесткой» коррекцией и часто можете корректировать синхронизацию и форманты, а также высоту тона. Но самое главное, с большинством программ для коррекции высоты тона вы можете отключить автоматическое квантование и вместо этого корректировать высоту тона вручную, на слух — то есть, делать операцию скальпелем вместо мачете!

Коррекция высоты тона лучше всего работает с «сырым» вокалом без какой-либо обработки. Модуляция и временные эффекты могут сделать коррекцию высоты тона в лучшем случае затруднительной, а в худшем - невозможной. Даже эквалайзер, подчеркивающий высокие частоты, может создавать невыразительные шипящие звуки, которые сбивают с толку алгоритмы коррекции высоты тона. Помимо процессов DSP на основе уровня, упомянутых ранее, единственная обработка, которая «безопасна» для использования с вокалом до применения коррекции высоты тона, — это деэссинг. Если ваш процессор коррекции высоты тона вставляется как плагин (например, Nectar от iZotope), убедитесь, что он стоит перед любой другой обработкой в сигнальной цепочке. Иногда небольшой целенаправленный корректирующий эквалайзер, просто чтобы укротить нежелательные резонансы, может помочь алгоритмам процессора высоты тона лучше идентифицировать высоту ноты, но это, как правило, меньше относится к вокалу, чем к некоторым другим источникам (например, басу или электрогитаре).

Ключ к коррекции высоты тона с естественным звучанием прост: слушайте, прежде чем исправлять, и не исправляйте ничего, что звучит правильно. Ручная коррекция требует больше усилий, чтобы получить правильный звук (вы лучше подружитесь с кнопкой «Отмена» или «Назад»), но человеческий голос просто не работает так же, как программное обеспечение для коррекции высоты тона, когда оно настроено на автопилот.

Melodyne отображает слайды от одной ноты к другой (обведены зеленым), а также высоту тона, связанную с нотой.
Melodyne отображает слайды от одной ноты к другой (обведены зеленым), а также высоту тона, связанную с нотой.

Один из моих приемов программирования синтезатора в патчах хора и голоса — это добавление коротких, едва уловимых сдвигов высоты тона вверх или вниз в начале фраз. Певцы редко переходят от полного отсутствия звука к идеально настроенному звуку, а сдвиги добавляют патчам большую степень реализма. Коррекция высоты тона имеет естественную тенденцию устранять или уменьшать эти сдвиги, что часто и приводит к неестественному питчингу. Крайне важно не «исправлять» любые такие слайды, которые делают вокал живым.

Вибрато

Иногда вибрато имеет тенденцию убегать от высоты тона, и вариации становятся чрезмерными. В Melodyne ключом к решению этой проблемы является инструмент разделения нот. (Между прочим, не думайте, что это недоступно в Melodyne Essential только потому, что для этого нет кнопки; если вы наведете указатель мыши на верхнюю часть ноты, инструмент разделения нот появится в виде вертикальной полосы курсора с двумя стрелками.)

Разделение индивидуальных циклов в вибрато даст более плавное, плотное вибрато, не забрав из него жизни.
Разделение индивидуальных циклов в вибрато даст более плавное, плотное вибрато, не забрав из него жизни.

Исправим ноту с довольно рваным вибрато (показано вверху на скриншоте справа). Используйте инструмент разделения нот, чтобы отделить каплю в каждом цикле вибрато (в середине). Капли изменили высоту тона, потому что высота тона основана на средней высоте капли. Разрезание ноты на более мелкие капли позволяет более точно определить среднюю высоту тона. Обратите внимание, что вы также можете использовать разделение для улучшения эффективности коррекции высоты тона — гласные в большей степени несут высоту звука, чем согласные, поэтому вы часто будете получать более точные результаты, если они отделены от согласных.

Наконец, исправьте центр основного тона и дрифт основного тона (на снимке экрана показано 100-процентное исправление). Обратите внимание на самую большую капельку справа; она подскочила на полтона вверх, потому что Melodyne считает, что теперь это другая высота тона, так что опустите его на полтона вниз, и все готово — вибрато теперь звучит гораздо более естественно.

Это все, что вы можете сделать с Melodyne Essential, но если у вас есть редактор Melodyne, вы можете вызвать инструмент Pitch Modulation и точно настроить глубину вибрато для большей согласованности (обратите внимание, что циклы вибрато имеют примерно одинаковую глубину модуляции). Вы можете увидеть некоторые разрывы, но более чем вероятно, что вы их не услышите.

Вы можете отрегулировать амплитуду отдельных циклов вибрато с помощью инструмента модуляции высоты тона Melodyne.
Вы можете отрегулировать амплитуду отдельных циклов вибрато с помощью инструмента модуляции высоты тона Melodyne.

Есть еще один способ добавить вибрато, если в ноте его нет или вы «сгладили» вариации высоты тона с помощью коррекции высоты тона: примените плагин вибрато только к определенным нотам. Это можно сделать, вставив эффект в клип, в которой вы хотите вибрато. Выделите эту часть на отдельную дорожку с плагином вибрато или автоматизировав сайд-чейн или ручку wet/dry на основном треке. Даже если у вас нет обработки вибрато как таковой, можете использовать хорус-фленджер.

Можно настроить хорус-фленджер для воспроизведения эффекта вибрато, если после коррекции, вокал звучит неестественно плоско.
Можно настроить хорус-фленджер для воспроизведения эффекта вибрато, если после коррекции, вокал звучит неестественно плоско.

Используйте только один голос флэнжера или хоруса, установите баланс на 100% wet, немного отодвиньте глубину (вам не нужно много) и установите скорость для желаемой скорости вибрато. Еще лучше, если глубина регулируется автоматически, вы можете плавно увеличивать и уменьшать вибрато для более реалистичного эффекта. Просто не забудьте, что нам нужно чуть-чуть этого эффекта, иначе люди заметят подделку.

Подготовка

Все это редактирование включает в себя изрядное количество детальной работы, и оптимизация всего вокала таким образом может легко занять час — но я действительно думаю, что результаты того стоят. Как я сказал в начале, в любой песне нет более важного элемента, чем ведущий вокал, и гладкое, последовательное исполнение, из которого не выжата жизнь, делает вокал важнейшим элементом.

Конечно, еще многое предстоит сделать для улучшения вокала, когда дело доходит до фактического сведения трека — но это тема, которую я оставлю для cледующей части.

Перевод и локализация: Studio Day

К списку новостей Следующая новость