Война громкостей окончена?

Война громкостей окончена? Окончена ли война громкостей? По-видимому, да!

Радоваться этому или нет, каждый решает сам, а мы расскажем небольшую предысторию этой войны и ее итог.

Предыстория этой войны такова, что раньше музыка в публичных местах на Западе распространялась через музыкальные автоматы (jukeboxes) с пластинками. Если несколько песен играло с одинаковой громкостью, и вдруг включалась песня, что была громче, то именно она и привлекала внимание! То же самое было с релизами, попадавшими в руки диджеев на радио. Среди, скажем, 3х пластинок, та, что звучала громче имела больше шансов попасть в эфир.

В наши дни, при загрузке музыки в стриминговые сервисы, особые алгоритмы обрабатывают ваш мастер и нормализуют до определенного уровня.


Если бы таких алгоритмов не было, владельцев стриминговых площадок завалили бы исками и жалобами о том, как сильно вредит слуху уровень некоторых миксов и т. д. и т.п. Одни миксы звучали бы тише, другие значительно громче.

Отметим, что некоторая музыка действительно звучит лучше на большой громкости, но чем выше стандарт по LUFS – тем меньше динамики в звуке, ибо чтобы сохранить энергию, лимитеры подтягивают тихие моменты к громким (к пикам), и звук превращается в сосиску из трехдневного хот-дога с витрины на заправке.

Для того, чтобы получше понять данную тему, необходимо разобраться в терминах. В таблице выше видно названия стриминговых платформ, значение True Peak и LUFS.

Что такое True Peak?

В цифровых цепях даже мгновенные, неощутимые на слух пики уровня передачи становятся причиной сильнейших искажений, выражающихся в щелчках и тресках. Поэтому не показывающий пики короче 5 мс квазипиковый прибор (VU) – бесполезная для нас вещь, мы не сможем увидеть на нем True Peak’и. Слава богу мы давно уже работаем в цифре! Метрики помогут нам этого избежать.

Что такое RMS и LUFS?

Цифры в DAW обычно показывают уровень RMS (Root Mean Square – корень среднеквадратических разниц громкости: самого тихого и самого громкого сэмпла за единицу времени), хотя с недавних пор в некоторых рабочих станциях есть и LUFS метр.

RMS – параметр, показывающий среднюю громкость звучания трека или какой-либо его части. С математической точки зрения RMS (Root Mean Square) – это среднеквадратическое значение громкостей всех семплов дорожки. RMS будет более точным способом определения громкости по сравнению с традиционными аналоговыми устройствами (VU-метрами). RMS-метры, по существу, эмулируют VU-метры и предназначены для лучшего отображения воспринимаемой громкости, показывая среднеквадратичный выходной уровень, рассчитанный в течение короткого периода времени. RMS обычно отображается ниже эквивалентного пикового метра, поскольку пики усредняются в общей громкости, что дает более стабильный и непрерывный уровень, который ближе к нашему восприятию по сравнению с быстро меняющимся уровнем.

Однако, в отличие от человеческого уха, который имеет различную чувствительность на разных частотах (т.е. мы воспринимаем изменения громкости на средних частотах гораздо более остро, чем на низких и высоких), измерители уровня “старой школы” не могут различать частотные диапазоны. Чтобы учесть это, была создана совершенно новая шкала измерения, называемая LUFS (аббревиатура от «Loudness Units Full Scale» (полномасштабная шкала громкости)).

Шкала LUFS широко используется в индустрии вещательного телевидения, видеоиграх и стриминговых сервисах. Некоторые игровые компании указывают, что музыкальный трек должен находиться в пределах определенных уровней LUFS, хотя это не так категорично, как у стриминговых сервисов.

Из-за гравитации мы чувствуем течение времени, но не настолько, чтобы в момент сознания мы воспринимали мгновенные пики (они слишком короткие), наши уши способны слышать только среднюю громкость. Именно поэтому при измерении мы должны понимать за какой отрезок времени LUFS метр выдаст цифры на экране.

Чтобы понять параметры трека точнее, нужно обратить внимание на следующие показатели на LUFS метрах:

Momentary моментальные измерения 400 мс сигнала, достаточные для кратчайшего измерения общей громкости.

Short Term Краткосрочная средняя громкость в период от 1 до нескольких секунд, с некоторым перекрытием между временными срезами.

Long Term (иногда называемый Integrated Loudness) показывает средний уровень громкости всего трека.


Возвращаясь к первой таблице, можно увидеть разницу между допустимыми пиками трека и средней громкостью. Стриминговые платформы выбрали такие значения, чтобы трек «дышал», чтобы в нем осталась хоть какая-то динамика и средняя громкость всех треков на платформе была одинакова. Таким образом, можно считать, что война громкостей завершилась победой стримингов.
К списку новостей Следующая новость