Человеческий голос всегда находится в центре большинства популярных музыкальных произведений. Ни один инструмент не сравнится по чувственности, уязвимости и мощности эффекта с голосом. Очевидно, что способность передавать эмоции через лирику, как бы, складывает колоду в пользу голоса, но не будем отвлекаться от главной темы статьи.
Прежде чем я перейду к обзору моего топа плагинов для микширования вокала, я хочу прояснить, что абсолютно не существует никакой замены правильной технике пения, правильному выбору и размещению микрофона, а также использованию высококачественной сигнальной цепи, включая микрофонный предусилитель. Работа в хорошо обработанном помещении тоже важна. Красивые, эмоциональные вокальные исполнения существовали задолго до появления всех новейших и лучших плагинов.
При этом изрядное количество работы уходит на тональную скульптуру, формирование динамики и точный питч шифтинг, что делает сегодняшние вокальные выступления такими чересчур кристально чистыми.
Вот мои лучшие плагины для микширования вокала.
Это две эмуляции классических аппаратных компрессоров, и хотя существует множество производителей плагинов, предлагающих их версии, я считаю, что ни один из них не передает их моджо и трехмерность так, как Universal Audio. Так почему же эти два плагина занимают первое место в этом списке? Что ж, несмотря на то, что каждый из них является проверенным временем динамической обработкой с богатым набором характеристик, мое любимое применение — использовать их в тандеме. Если вы правильно настроите эти два компрессора, вы можете создать впечатление, будто ваш вокалист почти полностью контролирует динамику своего пения.
Совет
В начале цепи поместите 1176 и установите вход (который также имеет контроль над порогом) так, чтобы компрессор работал максимально интенсивно (подумайте о снижении усиления на 2-5 дБ) во время самых громких пассажей вокального трека. Затем настройте LA2A на применение довольно последовательного уровня снижения усиления (обычно 1-3 дБ — обычно я целюсь на эти значения) во всем диапазоне. Дело в том, что более быстрый и агрессивный 1176 делает тяжелую работу на самых громких пассажах, позволяя LA2A работать менее резко. В результате звук становится гладким, естественным и помогает вокалу хорошо сочетаться с остальной частью аранжировки. Вы можете использовать более радикальные настройки (например, более высокие коэффициенты и более быстрое время атаки на 1176 и большее снижение усиления на LA2A) для более агрессивного звучания вокала или более мягкие настройки, чтобы сохранить естественную динамику исходного исполнения. Освоение этой техники много лет назад изменило для меня правила игры, поэтому я предлагаю вам попробовать ее.
Когда дело доходит до эквалайзера, Pro-Q 3 может все. Я использую его для очень многих задач: поиск нежелательных резонансов, освобождение хэдрума, «поедание» низкочастотного гула, тонкий де-эссинг и даже повсеместное добавление небольших прозрачных бустов.
Совет
Время от времени мне присылают на сессию, где звукоинженер не смог подготовиться к взрывным звукам при записи вокалиста. Взрывные (плосивы) обычно возникают в диапазоне 200 Гц и ниже, но могут занимать области частотного спектра даже выше этого. К сожалению, в этом диапазоне живет очень важная информация. В этом случае я с помощью анализатора спектра Pro-Q 3 «выслеживаю» точный диапазон частот, где плосивы сеют хаос, создаю полосу на этой частоте, перевожу ее в динамический режим (чтобы она работала только при обнаружении определенного объема информации выше установленного порога), а затем стратегически автоматизирую обход этой полосы, чтобы она была активна только во время взрыва. Как видите, это многоэтапный процесс, но в большинстве случаев он дает отличные результаты.
Я использую soothe2, который был разработан в Хельсинки, финским производителем плагинов Oeksound, во всех моих миксах: отдельные треки, подгруппы и даже стереошина могут выиграть от небольшого количества этого прекрасного подавителя динамического резонанса. Как вы поняли, плагин действительно эффективен на вокалах. soothe2 применяет снижение динамики только тогда и там, где вы этого хотите. Если ваш вокал гулкий, грязный, хриплый, резкий или шипящий, он работает прозрачным и естественным образом.
Совет
Я призываю ставить soothe2 там, где он лучше всего работает для вас в вашей сигнальной цепочке, но я предпочитаю поближе к концу. Моя голая вокальная цепочка обычно состоит из де-эсссинга, компрессии, эквализации, немного сатурации, а затем soothe2.
Задержка очень важна для создания правильного пространства для вашего вокала, и ее также можно использовать еще и для спецэффектов, таких как throw delay или слэпбэк в стиле 1950-х годов. Я находил дилеи, которые отличаются от EchoBoy, но мне еще предстоит найти настолько же универсальный и полезный. Ключом к раскрытию всего потенциала EchoBoy является понимание его 30 различных стилей эха, доступ к которым можно получить в правом нижнем углу графического интерфейса. Здесь доступны любые типы эха: классические устройства, в том числе EchoPlex, Space Echo, Memory Man, DM-2, а также различные ленточные задержки, все, что может подойти под ваш материал.
Совет
Мало того, что EchoBoy является плагином задержки мирового класса, его встроенная сатурация также является первоклассной. Это особенно удобно, когда я пытаюсь добиться заметного и резкого звука задержки вокала. Используйте сатурацию для придания материалу особого характера.
Иногда вам приходится «набросить кухонную раковину» на вокал, чтобы заставить его прорезать плотную аранжировку, и часто, когда вы используете несколько примеров компрессии, сатурации и изрядное количество аддитивной эквализации, неприятные штуки могут вылезти в районе 6-10 кГц. В этих сценариях я выбираю Pro-DS от FabFilter. Графический интерфейс плагина обеспечивает четкую визуальную обратную связь, точно сообщая мне, сколько де-эссинга он применяет и когда он применяется. Я обнаружил, что Pro-DS обычно справляется с более экстремальными задачами, чем другие де-эссеры, но лучше всего работает при аккуратном использовании.
Совет
Если у вас нет доступа к чему-то вроде soothe2, поэкспериментируйте с использованием мягкого де-эссера в начале вашей вокальной цепочки, чтобы убрать резкость перед применением какого-либо снижения гейна, дополнительной эквализации или сатурации, а затем еще раз в конце вокальной цепочки. Я обнаружил, что два де-эссера, применяющих снижение усиления на 2 дБ, звучат более прозрачно, чем один де-эссер, с 4 дБ.
Этот плагин является одним из самых универсальных и забавных эффектов обработки времени, которые я когда-либо использовал. Он может делать все понемногу, от тонких, коротких звуков реверберации до диких и трепетных длинных хвостов. Простой на вид графический интерфейс интуитивно понятен, и я много экспериментирую по причине того, как быстро я могу ориентироваться в этом плагине.
Совет
Используйте два экземпляра VintageVerb для получения двух совершенно разных звуков и панорамируйте их влево и вправо. Когда я собираюсь добиться неортодоксального, не от мира сего вокального звучания, я буду использовать эту технику, чтобы «окутать» певца в пространство.
VMR от Slate Digital — отличный набор плагинов вроде швейцарского армейского ножа, предлагающий множество красочных инструментов для формирования тона и динамики любого источника звука, включая вокал. Эмуляции VMR включают в себя эквалайзеры SSL и Neve, компрессоры Distressor и 1176 и другие полезные инструменты для тонкой настройки вокального звука.
Совет
Отличительной особенностью VMR является возможность перемещать модули в любом порядке. Если вы хотите приглушить динамику сигнала до эквалайзера, пожалуйста. Если надо нежелательный низкочастотный гул перед компрессией, это тоже возможно. Поэкспериментируйте с размещением модуля, чтобы добиться желаемого звука.
Decapitator может очень хорошо эмулировать несколько типов сатурации. 5 кнопок разных стилей, расположенных в нижней части графического интерфейса, дают вам доступ к звуковым характеристикам нескольких уважаемых во всем мире железок. Если вы хотите добавить тонкое тепло и ясность вокалу; просто выставьте drive на значение от 2 до 5. Регуляторы низких и высоких частот и тона также отлично подходят для формирования тембра вокалиста.
Совет
Наказывайте звук параллельно. Кнопка Punish («Наказать») в Decapitator вносит абсурдные искажения. Я бы не советовал использовать эту функцию на протяжении всей песни, но немножко снизить уровень MIX после «наказывания» звука иногда может дать вокалу именно то, что нужно, чтобы прорезаться в миксе.
Смиритесь с этим, коррекция высоты тона не исчезнет из практики звукорежиссуры. Люди, а значит и искусство, несовершенны. Но реальность такова, что топ-40 поп-музыки иногда требуют чистого, идеально звучащего исполнения. Оба этих плагина входят в основной набор инструментов музыкального продюсера, поэтому нужно знать, как и когда их использовать.
Совет
Если вы надеетесь добиться роботизированного эффекта Autotune, как у T-Pain — это то, что вам нужно. Если вы хотите мягко «промассировать» вокальные партии, чтобы сделать их более гармоничными, Melodyne —фантастический инструмент.
Время от времени появляется плагин, который я впервые вставляю в трек, и тут же думаю про себя: «Ну что ж, я буду использовать его постоянно». Dopamine от Overloud — один из таких инструментов, возможно, потому, что он обладает нужными характеристиками эквалайзации, компрессии и сатурации, заключенными в красивый и приятно звучащий плагин.
Dopamine восходит к методам, первоначально использовавшимся в ранних формах шумоподавления магнитной ленты, где лента кодировалась путем динамического увеличения яркости сигнала. Затем при воспроизведении лента декодировалась, убирая лишнюю яркость и, как следствие, уменьшалось шипение ленты. Инженеры влюбились в живой гармонический эксайтмент (excitement – волнение, но так же и эффект от приборов-эксайтеров), который этот процесс придавал всем видам сигналов, а то и целым миксам. Dopamine поставляется с двумя модулями (180 и 361), оба из которых эмулируют характеристики реальных юнитов. Этот плагин отлично подходит для отдельных ударных, акустической гитары, фортепиано, подгрупп и особенно полезен для добавления жизни и придания вокалу ощущения hi-fi.
Совет
Лично я обнаружил, что модуль 361, особенно с выбранной шумовой стресс-картой, является секретным оружием для вокала. Он одновременно четкий, теплый и имеет эффект эксайтера, но не слишком резкий, если вы не зажимать сигнал слишком сильно.
Забавный факт: основатели Soundtoys были частью команды, которая создала легендарный Eventide H3000, пожалуй, лучшее аппаратное устройство для изменения высоты тона и гармонизации. Таким образом, можно быть уверенным, что команда создала первоклассный плагин для изменения высоты тона. Для вокала, который явно нужно тюнить, Little Alterboy — хороший вариант с некоторыми дополнительными функциями, которые могут полностью преобразить ваши вокальные записи.
Одной из моих любимых функций Little Alterboy является ручка форманты. Вокальные форманты — это то, что придает каждому голосу и каждому вокальному звуку свой уникальный характер. Это сложно, но вы можете думать о них как о сложных кривых эквалайзера, которые влияют на тембр вокала. Смещение форманты вверх приведет к более сжатому, почти женскому звучанию, а смещение вниз приведет к противоположному результату — к более глубокому и мужественному звучанию.
Три разных режима (транспонирование, квантизация и робот) выполняют свои уникальные функции, при этом квантизация максимально быстро подстраивает вокал к ближайшему хроматическому полутону. Это приводит к эффекту жестких «подъездов», который популярен в некоторых стилях поп-музыки и хип-хопа. Робот фиксирует вокал на одной высоте, которой затем можно управлять с помощью ручки высоты тона (подробнее об этом позже). Завершают картину элементы управления драйвом, добавляющим немного ламповой сатурации, и ручка микса, который можно немного прибрать во время создания гармоний.
Совет
Контролируйте ручку высоты тона с помощью MIDI, это позволит вам играть любую мелодию, которую вы хотите, полностью изменяя вокальное исполнение. Техника, которую я использую, когда хочу наложить гармонию поверх исходного исполнения или вообще изменить мелодию. Это очень весело и легко настроить:
Используя аналогичное машинное обучение, найденное в их новаторских программных пакетах Ozone и Neutron, Nectar 3 от iZotope представляет собой всеобъемлющий набор инструментов, предназначенных для полировки вокальных записей до совершенства. Он включает в себя эквалайзер, компрессию, деэссинг, реверберацию, задержку, хорус, коррекцию высоты тона, гармонизацию и многое другое. Nectar 3 даже оснащен Melodyne для точной настройки вокала.
Все модули звучат безупречно и предлагают ценную визуальную обратную связь, которую вы ожидаете от продукта iZotope. Функция размаскировки (unmask) чрезвычайно полезна для обнаружения того, как ваш вокал конфликтует с другими элементами в аранжировке, и может фактически взаимодействовать с другими плагинами iZotope в вашей сессии и выделять место для вокальной дорожки.
Совет
Используйте функцию вокального помощника в качестве отправной точки, но не обязательно в качестве евангелия.
После запуска вокального помощника вам будет предложено выбрать вайб, который поможет Nectar выбрать эффекты обработки. Те, в свою очередь, попытаются поместить вокал в соответствующий музыкальный контекст. Варианты: винтаж, современный и диалог. Вы также можете выбирать между легкой, умеренной и агрессивной интенсивностью, она будет регулировать объем применяемой обработки.
Хотя вокальный помощник, безусловно, полезен, он все же робот и не должен заменять ваши собственные эстетические решения. Используйте результаты как просто варианты, а не принимайте все на веру, и настраивайте звук на свой вкус.
Dubler 2 — одна из тех программ, которые создают ощущение, что будущее уже наступило. Она позволяет вам преобразовывать ваши музыкальные идеи в осязаемые элементы путем преобразования человеческого голоса в MIDI. Калибровка микрофона почти не занимает времени, и плагин делает впечатляющую работу по преобразованию вокала в мелодии, ударные и даже аккорды. Он может определить, в какой тональности вы поете, и поставляется с кучей интересных пресетов для синтезаторов и ударных.
Совет
Хотя Dubler 2 — это отдельное приложение, оно поставляется с плагином захвата, который позволяет вам воплощать свои идеи в DAW. Само приложение поставляется с большим количеством полезного и хорошо выполненного учебного контента, чтобы помочь пользователям начать работу. Как только вы адаптируетесь к кривой обучения, которая, по общему признанию, немного круче, чем у чего-то вроде традиционного синтезатора VST, этот инструмент доставит массу удовольствия. Я экспериментировал с использованием Dubler 2 с Ableton Live, и он проделал впечатляющую работу по преобразованию моего вокала в MIDI, который затем можно квантовать, транспонировать и иным образом изменять для получения нюансированных, выразительных музыкальных результатов.
Перевод и локализация: Studio Day