Нам часто советуют проверять миксы на автомобильной стереосистеме. Но насколько на самом деле полезен легендарный «автомобильный тест»?
Идея проверки ваших миксов на стереосистеме вашего автомобиля, должно быть, является одним из наиболее часто повторяемых советов в продакшне музыки. Но задумывались ли вы когда-нибудь, почему это предлагается — и действительно ли это полезно? Несмотря на то, что в автомобилях люди слушают много музыки (и, похоже, это будет продолжаться еще долгие годы), а смена среды прослушивания может помочь вам настроиться на другой лад, автомобили, как правило, не имеют хороших условий для прослушивания по многим причинам. Я даже скажу так: не стоит доверять тому, что слышите, особенно в современных автомобилях. И какой смысл проводить тест на прослушивание, если вы не знаете, как интерпретировать результаты?
В этой статье я объясню, что вам нужно знать об автомобильной аудиосистеме, чтобы у вас было представление о том, как (и можно ли вообще) адаптировать вашу аудиосистему для прослушивания в автомобиле, и что вы должны иметь в виду, используя автомобильные аудиосистемы в качестве теста вашего микса.
Первое, что нужно отметить, это то, что аудиосистемы в автомобилях далеки от линейных: почти у всех усилены низкие частоты. Это отчасти связано с неизбежной физикой и отчасти с дизайном. В небольших пространствах для микширования есть комнатные резонансы («моды»), где отраженные сигналы затрудняют оценку басовых нот, потому что они либо суммируются, чтобы сделать частоту сильно выраженной, либо компенсируют в большей или меньшей степени. Очевидно, что автомобили — это меньшие «комнаты», чем даже (большинство) домашних студий, поэтому они имеют значительные резонансы от самых низких басовых нот вплоть до 350–400 Гц. В крайних случаях может быть до ±12 дБ отклонения от среднего уровня на данной частоте.
В отличие от студийных мониторов, которые обычно рассчитаны на ровную частотную характеристику, общая частотная характеристика типичной автомобильной аудиосистемы преднамеренно искажена, с потерей высоких примерно на 1,5 дБ на октаву в некоторых отдельных случаях (рис. 1). Цель состоит в том, чтобы облегчить слух при длительном вождении, а наклонная кривая достигается инженерами-акустиками за счет сочетания модального усиления басов автомобиля, вклада среднечастотных и высокочастотных динамиков и «коррекции» их выходного уровня с использованием DSP-фильтрации. Но не все провалы и пики частотной характеристики можно компенсировать; DSP может многое, но не может исправить всё.
Во время движения шум, производимый автомобилем через двигатель, выхлоп, шины и шум ветра, также является значительным, и он не содержит много высокочастотного содержания. Таким образом, воспринимаемый баланс во время движения отличается от баланса, когда автомобиль стоит, и то же самое можно сказать о неподвижном состоянии, когда двигатель работает на холостом ходу или двигатель полностью выключен. Если ваш микс гудит раздутым, тяжелым басом (и даже немного глухим), особенно, когда машина стоит, то это вполне может быть связано с частотной характеристикой автомобиля. Очень важно, чтобы вы учли это, прежде чем спешить реорганизовать низкие частоты вашего микса после прослушивания в машине!
В последнее десятилетие или два автомобили превратились в движущиеся компьютеры. Требования клиентов и, тем более, законодательные требования делают обязательной интеграцию такого оборудования, как автоматическое экстренное торможение, модемы для экстренных вызовов, ограничение скорости и отчетность о потреблении энергии. И, как и в любом другом аспекте вождения, компьютеры теперь играют ключевую роль в управлении автомобильным звуком с системами DSP, аналогичными тем, которые используются в цифровом аудиооборудовании, таком как микшерные пульты и аудиоинтерфейсы.
Зачем нужна такая большая вычислительная мощность? В основном, она используется для интеграции динамиков друг с другом в «кабине» через задержку, эквализацию, кроссоверные фильтры, усиление и маршрутизацию. Кроме того, необходимо обслуживать большое количество дополнительных аудиоприложений, таких как интеграция телефонных звонков, генерация звука двигателя (в электромобилях), а также спутниковая навигация и воспроизведение предупреждающих звуков. Есть также некоторые сложные аудиофункции, которые напрямую влияют на воспроизведение звука: например, выравнивание громкости, адаптация к дорожному шуму и компенсация вентилятора кондиционера. Все они либо управляют общей громкостью аудиосистемы, либо увеличивают/уменьшают энергию в определенной полосе частот.
Что мы можем извлечь из этого касательно нашего тестового прослушивания музыки? Что ж, если ваш микс в автомобиле звучит слабо, изменчиво или перекомпрессировано, в зависимости от дорожной ситуации, то это вполне может быть связано с адаптивной обработкой DSP.
В зависимости от сегмента рынка и типа кузова автомобиля звуковые системы проектируются по-разному — они должны соответствовать среде прослушивания. Кроме того, у каждого автопроизводителя есть своя «философия звука», что приводит к очень разным методам обработки DSP, пользовательским параметрам, выбору и расположению динамиков. Таким образом, нет единого стандартного дизайна.
В некоторых кабинах пространство в большом почете, и это приводит не только к небольшим динамикам, но иногда даже к отсутствию основных (саб)вуферов. Стоимость также является фактором, и хорошие динамики стоят дорого. На одном конце ценового спектра звуковые системы высокого класса могут иметь до 39 динамиков (например, нынешний Mercedes Benz S Class), в то время как модели более низкого уровня (коммерческие автомобили и дешевые автомобили) должны будут довольствоваться четырьмя или даже двумя динамики.
Поэтому, если ваш микс звучит по-разному в двух автомобилях, это почти наверняка связано с тем, что звуковые системы автомобилей разные. Если вы еще не привыкли к звучанию конкретной системы, то вам придется принимать звук, который вам «на что-то указывает», с доброй горстью соли.
Как часто вы меняли настройки на своем телефоне или компьютере, не разбираясь в них, а потом удивлялись неожиданному поведению? Точно так же каждая автомобильная аудиосистема имеет параметры, которые может установить пользователь. Простой полочный фильтр и элементы управления балансом/фейдером являются стандартными, но оптимизация для каждого места и поиск функций для 3D-динамиков и объемного звука также можно найти в более высоком сегменте рынка. (Volvo даже предлагает пользователю возможность добавить реверберацию из концертного зала Гетеборга к воспроизведению!) Если кто-то настроил эти параметры по своему вкусу (или просто потому, что возился с элементами управления!), качество звука. Поэтому, если ваш микс звучит странно в машине, вы всегда должны спрашивать себя, не могут ли быть причиной проблемы настройки аудио системы. Конечно, вы можете попробовать прослушать какой-нибудь другой материал, чтобы проверить, слышите ли вы похожие проблемы. Но если сомневаетесь, придерживайтесь заводских настроек.
Хотя в последние годы шумовое загрязнение двигателей и выхлопных газов значительно снизилось, фоновый шум остается серьезной проблемой для автомобильной аудиосистемы. Даже если это может помочь вам заметить звуки, которые «выпрыгивают» выше среднего уровня в стоячем автомобиле, если ваш микс содержит много слоев и динамических пассажей, они могут легко потеряться в шумовом минимуме. Другими словами, поскольку детали могут быть замаскированы, вам нужно быть очень осторожным при оценке уровней и динамического диапазона.
Электромобили тяжелее, что означает большее смещение резины, а шина действует как тороидальная мембрана динамика.
Кстати, можно предположить, что для электромобилей это не такая уж проблема, поскольку их двигатели не такие шумные. Но на самом деле средний электромобиль не тише, чем его аналог с двигателем внутреннего сгорания, потому что самым большим источником шума в большинстве автомобилей при нормальных условиях вождения являются шины. Электромобили тяжелее, что означает большее смещение резины, а шина действует как тороидальная мембрана динамика.
Вышеупомянутые характеристики акустики небольших помещений также влияют на качество средних и высоких частот и приводят к колебаниям в каждом сидении. Даже малейшее движение головы может повлиять на частотную характеристику ваших ушей.
Некоторые автопроизводители оптимизируют звуковые характеристики водительского сиденья и не учитывают другие сиденья. Для спортивных автомобилей, например, нет смысла думать о звуке на задних сиденьях, так как они используются редко (скорее даже, никогда). С другой стороны, для представительских седанов/салонов звук на заднем сиденье, скорее всего, будет иметь гораздо большее значение, и поэтому, вероятно, он будет учитываться на этапе разработки. И, как я упоминал выше, аудиосистемы некоторых автомобилей имеют опции DSP, позволяющие пользователю настраивать звук для определенных положений сиденья.
Таким образом, если ваш микс показывает проблемы только на определенном сиденье (например, на заднем сиденье или на переднем пассажирском), то это может быть связано с различиями между сиденьями. Итак, еще раз, прежде чем вы поспешите выносить суждения о своем миксе, убедитесь, что вы знаете, что именно вы слышите!
Вибрации, дребезг и дисторшн
Детали отделки автомобилей во многих случаях крепятся к шасси клипсами. Это не мера сокращения затрат, а хорошая инженерная мысль: обычные винты плохо держатся, потому что вибрации со временем ослабляют их; это не проблема с клипсами. Однако недостатком зажимов является то, что они могут вибрировать в своих держателях, и это может привести к слышимым звукам трения и гудения.
Если ваша музыка возбуждает резонансную частоту такой детали отделки, как приборная панель или металлическая деталь, вы будете воспринимать такие вибрации как гармонические искажения. Звучание не будет элегантным, потому что их гармоническая структура и фазовые соотношения обычно неприятны для слуха! Итак, если вы тестируете микс в машине и слышите искажения и неприятные жужжащие звуки, то это вполне может быть связано с деталями отделки, которые дребезжат или имеют проблемы с резонансом.
Итак, имея все это в виду, действительно ли стоит проверять свой микс в машине? Боюсь, я должен ответить так же, как мой адвокат всегда отвечает на мои вопросы: как повезет! Я бы никому не советовал использовать автомобиль как не подлежащий сомнению, абсолютный эталон. Как место для кайфового прослушивания и наслаждения музыкой – да, возможно. Тем не менее, иногда можно и оценить качество звука на таких системах, но только при наличии достаточного опыта и критического прослушивания. Если вы провели время в своей машине и хорошо ее знаете, прослушав в ней много знакомого материала, тогда частотные ограничения, шум, функции аудиосистемы будут вам понятны, и вы сможете примерить новый микс на аудио системе автомобиля в качестве вторичного эталона. (На самом деле, стоит положиться на точную систему мониторинга в своей студии, и главное преимущество автомобиля в том, что он может настроить вас на другой лад, это поможет вам заметить детали, поможет понять, где микс требует более пристального внимания в студии.)
Если, с другой стороны, вы только что запрыгнули в машину друга, чтобы быстро прогнать микс, и вам покажется, что он звучит как-то глухо, а бэк-вокал слишком орет на заднем сиденье, то это не очень хорошая идея — вам не стоит полагаться на этот автомобильный чек в качестве референса, такая практика может вводить микс-инженера в заблуждение.
Philipp Paul Klose является старшим инженером по концепциям и функциям автомобильной аудиосистемы в CARIAD SE, а также работал инженером по разработке аудиосистем и инженером по тестированию информационно-развлекательных систем в компаниях EDAG Engineering GmbH и P3 Systems GmbH. Он имеет степень бакалавра (с отличием) в области аудиопродакшна, а его 10-летний опыт работы в автомобилестроении включает, среди прочего, работу в Audi, Volkswagen
Оригинал статьи: https://www.soundonsound.com/sound-advice/7-reasons-not-check-your-mixes-car
Перевод и локализация: Studio Day